Время женщин
Накануне мартовской премьеры фильма «Юморист», где актерская династия Ауг представлена в полном составе, мы устроили прямую материнскую линию — Юлия поговорила с дочерью Полиной о бабушке-коммунаре, феминитивах и курсах газовщиков.
Давайте начнем с ближайшего фильма, где вас можно увидеть, — с режиссерского дебюта Михаила Идова «Юморист». Как вы там сразу вдвоем оказались?
Юлия: Смешно мы там оказались. Пускай Полина рассказывает — это ее история.
Полина: Ну как, я-то проходила кастинг. Мне написал кастинг-директор картины, что режиссер Михаил Идов хочет встретиться. Я тогда о Мише знала как о сценаристе первого сезона сериала «Лондонград».
Юлия: И фильма Кирилла Серебренникова «Лето»?
Полина: Тогда про это я еще ничего не знала. Мы встретились, Миша сказал, что есть такой материал. Я говорю: «Мне нравится». Прошло полгода, меня утвердили. А потом Миша признался, что он поклонник маминого творчества, но достойной роли в картине у него для нее нет, а есть «дама с книгой», которая просит автограф у знаменитого юмориста. Удобно ли будет предложить? Я позвонила маме и сказала: «Мам, у Миши есть небольшая роль, камео, он даже текста больше напишет, если ты согласишься».
Юлия: Не написал. Но я вообще ни разу не обижаюсь. Такая роль, что называется, по фану. К тому моменту я уже знала, что Миша — сценарист «Лета», что я буду сниматься в этом фильме Серебренникова, читала один из первых вариантов сценария, и он мне очень понравился. А в «Юмористе» у меня действительно крохотное камео, но здесь больше радости от Риги, в которую я полетела сниматься, от партнеров, с которыми оказалась, — Леша Агранович, которого я очень люблю, Миша Идов, наконец, дочь.
В общем, вы настоящий пример российского кумовства.
Полина: Да, Федор Сергеевич Бондарчук уже про это говорил.
Юлия: Он целую телепрограмму сделал с нами про это. Про семейственность. А мы сказали: «Да, Федя, как раз тебе об этом рассуждать».
Насколько ваши материнско-дочерние отношения типичны?
Полина: Они нетипичны, как мне кажется, потому что я знаю несколько киносемей, где дети — мои ровесники. Так вот, они не делают из этой семейственности тренд. А у нас само собой получилось.
Юлия: Только бренд, а не тренд.
Полина: Хорошо, тренд с брендом. Так пойдет?
Юлия: Я тоже думаю, что отношения у нас нетипичные. Вообще, социальная модель взаимоотношений матери и дочери в массовом сознании совсем другая — причем не только в России, но и на Западе. Мне нравится то, как эти взаимоотношения сложились у нас, наперекор стереотипам и социальным моделям.
Полина: Несмотря на то что до десяти лет меня воспитывали бабушки и дедушки.
Юлия: Да, я не скрываю, что в нормальном понимании слова «мать» я очень плохая мать. Я на десять лет сбагрила дочь сначала бабушке и дедушке в Красноярск, а потом к моим родителям в Эстонию. Это было осознанное решение.
Полина: Мне, как вы понимаете, своих будет некому сбагрить.
Юлия: Не переживай, мы их вместе воспитаем. Так вот, я сделала тогда все совершенно осознанно. Я понимала: если в тех условиях я буду пытаться стать хорошей матерью, моя карьера не сложится. Я жила в Питере, у нас с мужем, Полькиным отцом, не было своего жилья. Мы обитали в театральном общежитии, в котором было пятьдесят комнат на этаже, один туалет, ни одного душа, только умывальник. Зимой часто отключалось отопление. Все это совершенно не подходило для воспитания маленького ребенка.
Полина: И теперь ты не можешь упрекнуть меня в том, что лучшие свои годы потратила на дочь.
Юлия: Я никогда бы тебе такого и не сказала. Даже мысли не было. Хотя это лучшие годы, правда. Я понимала, что бросаю своего ребенка. Но опять-таки что значит — бросаю? Я его передаю на воспитание людям, которым доверяю. Когда встал этот вопрос, я для себя его тяжело решала. Было страшно, но я осознавала, что или я сейчас отказываюсь от своей жизни и ращу Полину — а когда Полина вырастает, то оказывается рядом с нереализовавшейся матерью, — или же у нее будет херовая, но сильно любящая свою дочь мать, которая чего-то добилась в профессии. Что лучше? Ну правда? Я выбрала второй вариант. С четырех лет Полина жила у бабушки в Эстонии, а я приезжала на выходные.
Полина: В десять я переехала к маме в Москву, пошла в четвертый класс. С того момента мы стали жить вместе, первое время притирались. Я помню, что ты никогда со мной как с ребенком-то не разговаривала. Говорила, что важнее со мной общаться как с личностью, с человеком самодостаточным.
Юлия: Все правильно. Полина никогда не была для меня «сюсю-мусю» — это во-первых. А во-вторых, никогда не была человеком, которому я могу что-то приказать.