Судьбы реформаторов. Что стало с «агрессивной и ударной» командой Чубайса из РАО ЕЭС
Арестованный по обвинениям в мошенничестве и создании преступного сообщества Михаил Абызов 20 лет назад был среди антикризисных управленцев, пришедших в РАО «ЕЭС России». Forbes вспоминает, как сложились судьбы команды Анатолия Чубайса, с которой он в начале 2000-х реформировал российскую энергетику
27 марта Михаил Абызов был отправлен под арест по обвинению в мошенничестве и создании преступного сообщества. В конце 1990-х-начале 2000-х он был частью команды антикризисных топ-менеджеров, которую привел с собой в РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. На тот момент компания была близка к банкротству — основной проблемой была колоссальная задолженность, которую новому топ-менеджменту приходилось «выбивать». За несколько лет команде Чубайса, которую он подбирал по принципу «самые агрессивные и самые ударные в стране», удалось вывести компанию на высокий уровень операционной рентабельности и полностью решить проблему неплатежей за электроэнергию (уровень оплаты с 1999 до 2004 года вырос с 14 до 104%).
РАО «ЕЭС России» была ликвидирована в 2008 году, а энергоактивы, входившие в холдинг, приватизированы. Основная часть команды Чубайса ушла еще раньше — в 2005 году. С тех пор судьбы топ-менеджеров сложились по-разному. Кто-то вошел в список Forbes, а против кого-то возбуждены уголовные дела.
Михаил Абызов
Должность в РАО «ЕЭС России»: начальник департамента инвестполитики, заместитель председателя правления (курировал борьбу с неплатежами)
«Я пришел в РАО состоявшимся бизнесменом и состоятельным человеком», — вспоминал Абызов. К моменту, когда Чубайс возглавил РАО «ЕЭС России» и позвал туда Абызова, последнему принадлежали «Новосибирскэнерго», пакеты «Новосибирскнефтепродукта» и «Новосибирскавтодора». Когда Абызову поручили курировать в компании борьбу с неплатежами и долгами, реальные платежи за электричество составляли 8%, за остальное либо не платили, либо рассчитывались «зачетами». Абызов «был очень жесток с неплательщиками, чуть задержали оплату — отключал», — вспоминал бывший член совета директоров РАО Виктор Кудрявый. Подобная политика скоро дала свои плоды — удалось, о словам Абызова, погасить 200 млрд рублей долгов, которые предлагали списать на убытки, а доля оплачиваемого живыми деньгами электричества к 2000 году составила 100%. В 2005-м году Абызов покинул компанию — на тот момент реформа РАО ЕЭС почти завершилась, и Абызов «предпочел уйти из компании прежде, чем его оттуда уволят», — говорил тогда «Ведомостям» его знакомый.
Жизнь после РАО: Абызов стал одним из немногих топ-менеджеров из команды Анатолия Чубайса, у кого карьера после РАО развивалась по восходящей линии. В 2006 году он основал «Группу E4», ставшую одним из ведущих игроков на рынке строительства энергоблоков, а в 2012-м — вошел в состав правительства в статусе «министра без портфеля» — в его компетенцию входило кураторство над так называемым «Открытым правительством». «Значительная часть вопросов, которые мы выносим на заседание правительства - это и проекты госпрограмм, и законопроекты – предварительно рассматривается экспертным советом, то есть проходит обкатку именно в формате «Открытого правительства»», — объяснял назначение структуры премьер Дмитрий Медведев в 2012 году. Ради работы на госслужбе Абызову пришлось передать все свои активы в доверительное управление. Однако спустя несколько лет политические и бизнес-успехи Абызова пошли на спад. «Группа E4» столкнулась с финансовыми трудностями в 2014 году, была продана и обанкротилась, а правительственную комиссию по организации деятельности «Открытого правительства» в мае 2018-го упразднили. Меньше чем через год после этого Абызова арестовали по подозрению в организации преступного сообщества и мошенничестве.