Погибшие на гражданке: линкоры типа «Советский союз»
Восемьдесят лет назад в СССР развернулось строительство сверхлинкоров типа «Советский Союз», которые должны были стать сильнейшими кораблями в своем классе
На момент окончания Гражданской войны, основу советского флота составляли четыре балтийских дредноута типа «Севастополь» (водоизмещение 23000 тонн, вооружение — двенадцать 305-мм орудий, скорость — 23 узла). Кроме того, в Николаеве оставался недостроенным линкор «Демократия» («Император Николай I»), а на Балтийском и Адмиралтейских заводах в Петрограде незавершенными числились четыре линейных крейсера типа «Измаил» (водоизмещение 36 646 тонн, вооружение — дюжина 356-мм орудий, скорость — 27 узлов). Ни один из этих кораблей в строй так и не вошел, так как из-за разрухи в стране все они были либо пущены на слом, либо проданы как металлолом за границу. Была и еще одна причина – острая нехватка квалифицированных кадров, чего больше не наблюдалось ни в одной другой стране, даже в проигравшей войну Германии.
Однако, начиная с середины 1930-х годов, возобновились попытки создать современный и сбалансированный океанский флот на случай начала войны. Пример решили брать со слабой на то время фашисткой Германии, которая небезосновательно считалась главным вероятным противником. На Балтике осталось всего два линкора – «Марат» и «Октябрьская революция». Третий их собрат – «Парижская коммуна» — убыл на Черное море, а четвертый линкор «Фрунзе» после случившегося на нем в 1919 году пожара стал «донором» запчастей для других кораблей и в строй так никогда и не вошел.
Несмотря на проведенную модернизацию, отечественные линкоры значительно уступали подавляющему большинству зарубежных дредноутов, хотя и могли противостоять германским броненосцам типа «Дойчланд». С появлением в немецком флоте линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и закладкой линкоров типа «Бисмарк» балтийские корабли отныне могли решать лишь ограниченные задачи, поэтому Советы начали проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанских флотов.
Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 тысяч тонн (проект 21), для Тихого океана – 55 тысяч тонн (проект 23). Оба они должны были развивать невиданную по тем временам скорость в 36 узлов. Тихоокеанский корабль предполагалось вооружить девятью орудиями калибра 460 мм, а балтийский таким же количеством орудий калибра 406 мм. Жизненно важные части должен был защищать броневой пояс толщиной 450 мм у проекта 23 и 350 мм у проекта 21. Разработка эскизов была поручена конструкторскому бюро Балтийского завода им. Орджоникидзе.