Молнии над водой
Борьба с потеплением стала новой европейской религией. И в нее идеально вписались гонки на электрических лодках с подводным крылом – чемпионат мира UIM E1 World Electric Powerboat Series, появившийся в 2023 году. Это моноформула: суда в ней участвуют одинаковые. А их технические особенности позволяют сделать соревнования более зрелищными, чем любая другая водная гонка.
Во-первых, это красиво. Только представьте: почти бесшумно летящие над гладью моря стреловидные лодки входят в крутые виражи и обгоняют друг друга, соревнуясь на сложной трассе. Во-вторых, это максимально честно, поскольку все участвующие суда идентичны. Ну и наконец, это претенциозно: UIM E1 сразу заявил о себе как о соревновании для богатых и знаменитых. Лодки – футуристичные, пейзажи – живописные, места проведения – озеро Комо, Монако, Венеция, Пуэрто-Банус – роскошные. Публика – состоятельная. К тому же это не просто гонки, а мировой чемпионат.
Команд в этом сезоне состязается девять. Среди их владельцев – актер Уилл Смит, теннисист Рафаэль Надаль, игрок в американский футбол Том Брэди, музыкант Марк Энтони (более известный как бывший супруг Дженнифер Лопес).
Соревнуются в основном титулованные авто- и мотогонщики, а также победители заездов на гидроциклах и катерах. В каждой команде по два пилота: мужчина и женщина. Совпадение? Вряд ли. Однако в регламенте E1, выложенном на сайте Международного союза водно-моторного спорта (UIM, Монако), никаких требований насчет полового разнообразия гонщиков нет, хотя все остальные условия – от опыта до допинга – подробно расписаны.
Текущий сезон считается первым: тот, что был в прошлом году, – пилотный, «нулевой». Пока лидирует Team Miami powered by Magnus (владелец – Марк Энтони). Пилоты – американка Анна Гленнон, восьмикратная чемпионка США и Канады в гонках на гидроциклах, и норвежец Эрик Старк – тоже профессиональный гонщик, но специализирующийся на катерах и занявший в прошлом году второе место в мировом чемпионате «водной "Формулы"», F1H20.
Обогнать, но сэкономить
Заезды E1 длятся от 2 до 12 минут и проходят по размеченной буями кольцевой трассе. По регламенту нужно проехать шесть кругов, но это требование не жесткое: окончательное решение принимают организаторы конкретной гонки.
Стартуют участники одновременно, благо лодки на подводных крыльях почти не оставляют кильватерного следа и в этом смысле друг другу на трассе не мешают. А вот финишируют они с заметным отрывом. Помимо мастерства управления огромную роль в E1 играет тактика: тупо давить на газ здесь нельзя, иначе энергия закончится раньше времени. На 10–12 минут батареи, конечно, хватит в любом случае, но для победы нужно пройти три заезда: четвертьфинал, полуфинал и финал. А на подзарядку есть ограничения: насколько нам удалось выяснить, между первым и вторым заездом подключаться к сети нельзя.