США запутались в ключах от Белого дома
Замена кандидата в президенты от Демократической партии оживила предвыборную борьбу в США. Ее исход сегодня предсказать практически невозможно. Обещают победу одного из политиков с незначительным перевесом, что повлечет за собой кризис доверия и вероятность непризнания результатов проигравшим кандидатом
Президентская кампания 2024 года уже стала самой необычной в истории США. Впервые за последние 130 лет в них принимает участие экс-президент страны. Впервые действующая власть использовала правоохранительную и судебную систему, чтобы посадить кандидата в президенты в тюрьму. Забавный факт: впервые почти за полвека, с 1976 года, в американских президентских выборах не примут прямого участия представители клана Бушей, Клинтонов или Байденов.
И наконец, самое интересное: ставки настолько высоки, накал страстей так велик, а позиции сторон настолько непримиримы, что эти выборы могут стать последними в истории США, по крайней мере в привычном нам формате этого государства. И это не журналистское преувеличение, а политическая повестка.
«Такая рокировочка сильная» (Б. Н. Ельцин, 1998 год)
Месяц назад исход президентских выборов в США был предрешен: победу предрекали кандидату от Республиканской партии экс-президенту Дональду Трампу. Финальную точку на шансах его соперника Джо Байдена поставило неудачное покушение на республиканца. Трамп повел себя мужественно, особенно на фоне растерявшейся и перепуганной охраны. Фотографии окровавленного политика на фоне развевающегося американского флага были столь эффектны, что завистливые демократы начали рассуждать о том, что покушение было постановкой.
В итоге Байдену, который долгие недели сопротивлялся давлению руководства Демпартии, пришлось отказаться от участия в борьбе за второй президентский срок и уступить место вице-президенту Камале Харрис.
Сначала ее шансы на победу были столь же ничтожны, как и у патрона: согласно опросам общественного мнения, они примерно с одинаковым количеством голосов проигрывали кандидату от Республиканской партии.
Однако в течение первых недель после замены у демократов наблюдался уверенный рост рейтинга кандидата в президенты, и в итоге Харрис сравнялась с Трампом. По данным аналитического ресурса Real Clear Polling, в общенациональных опросах она опережает республиканца на полтора процента.
Однако судьба выборов будет решена в «колеблющихся» штатах. В Аризоне и Пенсильвании Трамп опережает Харрис на 0,2%, в Северной Каролине — на 1,2%, в Неваде — на 1,4%. Но в Висконсине кандидат от демократов на один процент голосов впереди, а в Мичигане на целых два. Эти разрывы между кандидатами вполне укладываются в рамки погрешности измерений общественных настроений, то есть установилось равенство сил.
Прежде всего сработала активная тактика избирательного штаба Харрис, сделавшего ставку на тиражирование в соцсетях ее позитивного образа. Кандидат от демократов все время хохочет, танцует и обнимается с поклонниками своего таланта.
За прошедший месяц она не провела ни одной пресс-конференции, не дала ни одного интервью СМИ, включая очень лояльные Демократической партии.
Во-первых, Харрис далеко не Цицерон и часто сбивается с мысли, даже когда произносит заранее заготовленную речь. Что может произойти в случае, если ей зададут уточняющий вопрос, страшно представить.
А во-вторых, ставка сделана на положительные эмоции избирателя, поэтому даже «правильные вопросы» и «верные ответы» на такие неприятные для избирателя темы, как экономика, преступность и нелегальная миграция, способны развеять весь этот розовый туман вокруг образа Камалы Харрис.
По мнению ряда американских социологов, эмоциональный подъем электората демократов так же легко может пойти на спад, когда ей все-таки придется приступить к обсуждению экономических и политических проблем.
Харрис уже отказалась от теледебатов с Трампом на симпатизирующем республиканцам телеканале Fox News, которые были намечены на 4 сентября, но пока в силе остаются теледебаты на продемократических NBC News 10 сентября и ABC News 25 сентября.
Команда Дональда Трампа пытается в спешном порядке перестроить свою избирательную стратегию, которая ранее была заточена под личность Джо Байдена. Когда и если это получится, рейтинг Харрис притормозит, хотя в итоге, как ожидается, все же сохранится относительное равенство сил обоих кандидатов в президенты.
Где деньги, Камала?
В неофициальной столице американских гангстеров городе Чикаго с 19 по 23 августа прошел съезд Демократической партии, на котором делегаты наконецто официально утвердили кандидатуру кандидата в президенты — Камалу Харрис. С формальной точки зрения они имели на это право, поскольку «неожиданно» выяснилось, что победитель партийных праймериз и кокусов, только что прошедших во всех штатах, президент Джо Байден практически недееспособен. Как президент сумел скрыть этот всем очевидный факт от наивных однопартийцев, остается загадкой.
Как бы там ни было, в результате конечный ставленник Демократической партии не получил на праймериз и кокусах ни одного голоса, что начисто дискредитировало саму идею выборности партийного лидера. Можно оправдывать Харрис тем, что она и не принимала участия во внутрипартийном голосовании. Но в 2020 году, когда Камала пыталась стать кандидатом в президенты США, она тоже не получила ни одного голоса на внутрипартийных выборах.
Так или иначе, «коронация» Харрис все же состоялась, и теперь она кандидат «в законе». Ее выступление на съезде по странному стечению обстоятельств напоминало предвыборную речь Джо Байдена образца 2020 года. Она пообещала