Федор Хиросигэ
В этом году Петербург накрыло мощным пришествием человека-гриба — это Федор Хиросигэ. Художник развивает тему мицелия, заложенную в арт-традицию города на Неве Сергеем Курехиным и Владом Мамышевым-Монро, а еще помещает персонажей из русских сказаний, японских аниме и китайской мифологии на колесо сансары на выставке-интервенции «Лес тысячи духов» в Музее истории религии, разжигает в галерее Anna Nova «Лисий огонь» (первый персональный проект!) и запускает в центре котельной на Левашовском хлебозаводе свой поп-ап, устраивая прогрев новому персонажу — «Звезде нашего периода».
«Лисий огонь», страсти, сжигающие сердца, и «Лес тысячи духов»
Хиросигэ, над чем работаете сегодня?
С документалисткой Марией Бережной мы завершаем экспериментальный фильм, посвященный двум моим последним выставкам: «Лисий огонь» в галерее Anna Nova и «Лес тысячи духов» в Музее истории религии. С нетерпением жду, когда режиссер Диана Галимзянова завершит короткометражку «Любовник леди-гриб» со мной в главной роли: это будет слегка нуарное размышление о жанре Love story при участии живых актеров и нейросети. Мне дико интересно делать видеоарт с леди-грибом. Недавно удалось показать видео в пространстве Левашовского хлебозавода по приглашению Masters в рамках проекта «Звезда нашего периода»: на экране леди-гриб — совершенный мираж, но не из будущего, а из прошлого — ее можно сравнить с ретродивами зари кинематографа.
В начале 2024-го вы показали первый персональный проект «Лисий огонь» в галерее Anna Nova — о чем он?
Зрителю предлагалось оказаться внутри знаменитой гравюры, посвященной лисам-оборотням, это единственный фантастический сюжет в серии «100 знаменитых видов Эдо» Андо Хиросигэ. Второй этаж экспозиции представлял собой фрагмент колеса сансары, по мере вращения которого девочка перевоплощалась в лису, та превращалась в сердце, внутри которого снова образовывалась девочка, которая на бегу превращалась в лису, и так по кругу. Огонь — это страсти, сжигающие наши сердца, и очищающее духовное пламя. Коллекционер Сергей Лимонов однажды застал меня в мастерской за изготовлением работ к проекту и отметил: «Ты как будто складываешь пионерский костер!» В Китае со времен династии Сун существуют новогодние «картины-обереги», няньхуа — ксилографии, которые принято ритуально сжигать в канун Нового года. Помещая вовнутрь традиционного китайского сюжета Семиглазку, я пытаюсь прочувствовать, разгадать этот ребус.
Ваши волшебные существа также временно поселились в Музее истории религии. Это челлендж — работать с музейным пространством?
Наряду с Эрмитажем Музей истории религии — один из первых музеев, посещенных мной в Петербурге. До сих пор помню, как закружилась голова в зале сибирского шаманизма. Работать над проектом «Лес тысячи духов» было волнительно! Мы целый год встречались в залах музея с куратором Павлом Тугариновым и хранителями отделов, беседовали и согласовывали места для интервенций. Случались открытия!
Что вас поразило?
Павел рассказал, что Сейлор Мун в манге Наоко Такэути была христианкой, поэтому рисунок с ее изображением мы поместили в зал католических орденов. Финальной точкой выставки стала инсталляция «Первый поворот» в витрине мистерии Цам (торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях. — Прим. ред.). Некоторые объекты из постоянной экспозиции срочно нуждались в реставрации, и остался лишь один персонаж — Читипати, веселый скелетик, которого легко спутать с символом смерти, но он совсем про другое! По легенде, некий йогин медитировал на кладбище и настолько глубоко погрузился в состояние медитации, что не заметил, как его ограбили до самых костей. Когда йогин пришел в себя, возвращаться было некуда: остался только скелет. С тех пор Читипати считается защитником от грабителей и покровителем денежных средств. В витрину к нему нам с командой музея удалось подселить девочку-волшебницу с коньком-горбунком. Она находит лисий хвост, который, возможно, обронил Иван Царевич, ловивший девятихвостую лису в предыдущем зале. Типичный поворотный момент в сказке, когда герой берет заколдованный предмет, который ему не принадлежит, и из-за этой случайной вещицы начинают происходить события, на первый взгляд причиняющие только страдания. Но мы-то знаем, что духовный рост начинается именно здесь, ведь первая благородная истина звучит: «Страдание есть».
Культовый сериал «Сейлор Мун» и встреча с Никасом Сафроновым
Вы чуть ли не единственный художник в России, кто переосмысляет японскую массовую культуру в формате современного искусства. «Приключения Семиглазки» и образы Сейлор Мун — откуда такая любовь к манге?