«Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов»
«Румберг Кэпитал» — о новых возможностях на рынке инвестиций
В последние годы сектор структурных продуктов в России перестраивается вместе со всем финансовым рынком. О том, как эта индустрия меняется, о роли импортозамещения и своих разработках рассказали сооснователь «Румберг Кэпитал» Илья Рыненков и руководитель трейдинга Артем Фетисов.
— Как долго компания «Румберг Кэпитал» уже находится на рынке?
— Илья Рыненков: «Румберг Кэпитал» был создан в июне 2022 года как реакция на быстро меняющийся финансовый рынок в России. В мгновение ока сегмент структурных продуктов покинули крупнейшие западные игроки и образовался вакуум, который мы решили заполнить. Импортозамещение в финансовом секторе!
Но идея создания независимой платформы структурных продуктов родилась у нас задолго до создания «Румберга». Мы с партнерами стояли у истоков структурного бизнеса России, видели его специфику и понимали, что можем сделать быстрее и лучше.
— Какие продукты и услуги предлагает ваша компания?
— И. Р.: Первоначально идея была в том, чтобы помочь крупнейшим банкам и брокерским домам создать свой собственный структурный бизнес. Мы хотели создать в России платформу, на которой любой игрок, у которого достаточно капитала и большая сеть продаж, мог бы запустить собственную «фабрику» структурных продуктов.
До 2022 года на российском рынке структурных продуктов было 3–4 крупнейших российских эмитента, а прочие брокеры продавали структурные ноты и варранты западных банков. После ухода этих банков из России в 2022 году российские брокерские, страховые и управляющие компании, по сути, лишились основной продуктовой линейки. И мы видели своей целью дать таким игрокам возможность возобновить этот бизнес в новом формате. В целом мы угадали, потому что сразу несколько инвестбанков заинтересовались такими услугами. За два года мы стали партнерами «Финама», «Синары» и «Ньютона» (бывш. «Газпромбанк Инвестиции».— «Деньги»).
Постепенно, помогая создавать структурный бизнес крупным финансовым домам, мы получили значительный опыт и решили, что сами готовы стать одним из участников этого рынка. Поэтому мы буквально два дня назад (24 апреля 2024 года.— «Деньги») разместили на Московской бирже первый структурный продукт под своим собственным брендом.
— Какова целевая аудитория и кто является основными клиентами?
— И. Р.: Во-первых, мы остаемся провайдером услуг для финансовых институтов. И спектр этих услуг достаточно велик. От юридической оболочки, на базе которой мы можем выпускать структурные облигации, до специализированного программного обеспечения, которое было нами разработано.
Во-вторых, нашей целевой аудиторией становится сам инвестор, то есть конечный потребитель структурного продукта. И в условиях продуктового дефицита на российском рынке мы считаем, что можем предложить клиенту интересный и умный подход к тому, куда инвестировать свои средства.
— Какие конкурентные преимущества вы предлагаете на рынке?
— И. Р.: Думаю, что нашим основным конкурентным преимуществом была и остается скорость и гибкость при сохранении глубокой экспертизы. Например, с момента принятия окончательного решения о том, что мы готовы выйти на рынок со своей собственной дебютной сделкой, до момента реализации этой сделки прошло всего три месяца. Притом что это полноценное размещение среди широкого круга инвесторов, а не какая-то техническая сделка. Для сравнения, у крупнейших банков на это уходило больше года.
— Какие новые продукты или услуги вы планируете предложить своим клиентам в будущем?
— И. Р.: Если говорить про ритейловый сегмент, то мы планируем систематически предлагать рынку новые инвестиционные идеи и имеем для этого очень удобную оболочку в виде структурных облигаций. Собственно, наша дебютная сделка — варрант, который мы разместили на Московской бирже — пример такого продукта.