Трезвость и права маори: как новозеландки раньше всех добились права голоса
Первой страной, где женщины получили право голоса, стала Новая Зеландия. Этому предшествовала долгая борьба суфражисток, которые доказывали, что достойны права избирать и быть избранными. Рассказываем о трех представительницах новозеландского женского движения
12 ноября 1868 года из Лондона отплыл корабль «Матаока», держащий путь в Литтелтон, маленький портовый городок в Новой Зеландии. Когда на горизонте показались берега «белой колонии», одна из пассажирок нетерпеливо зашагала по палубе. Кейт пыталась вспомнить все, что узнала о жизни в новозеландском Крайстчерче из длинных писем старшей сестры. Волнение быстро передалось стоящим рядом членам ее семьи. После смерти отца они поставили все на кон, отправившись на другой конец Земли.
В Крайстчерче семья поселилась в доме на улице Мадрас, где первый этаж был отведен под торговую лавку, владельцем которой был Уолтер Аллен Шеппард. Спустя три года Кейт вышла за него замуж — он впечатлил ее своими пылкими речами на собраниях городского совета.
Кейт быстро освоилась в новом обществе. Она завела дружбу с политиком Альфредом Сондерсом. Стала одной из первых участниц небольшого, но активного женского движения в городе. Получила известность как одна из первых велосипедисток — в то время, когда некоторые пытались научно обосновать недопустимость физической активности для женщин. Кейт не оставила общественную работу даже после рождения сына Дугласа — и спустя четыре года была избрана секретарем недавно созданной женской ассоциации.
В 1885 году Крайстчерч посетила американки Мэри Ливитт из «Всемирного женского союза христианской умеренности» (WCTU). Многие участницы WCTU принадлежали к баптистским, методистским или конгрегационалистским церквям, в которых гендерное неравенство было выражено меньше, чем в других религиозных течениях. Ряд участниц WCTU не были замужем и не имели детей и, будучи обеспеченными, могли все свое время посвящать занятиям политикой. За это оппоненты называли их старыми девами и чудачками. После знакомства с Мэри Ливитт Кейт вместе с другими женщинами приступила к созданию филиала WCTU в Новой Зеландии.
Равноправие и трезвость
Во взглядах Кейт Шеппард стремление к свободе и равноправию сочеталось с воинственным неприятием спиртного. Возможно, это было связано с тем, что ее отец умер от алкогольного отравления и Кейт воспитывал дядя-священник. Она считала, что алкоголизм связан с употреблением в пищу мяса, и всю жизнь была вегетарианкой, что в те времена считалось эксцентричным.
Судя по данным о ввозе алкогольной продукции, до 1870 года потребление спиртного на душу населения было примерно таким же, как в Великобритании, а после даже снижалось. Но в новозеландском обществе считалось, что страна пропитана алкоголем — возможно, потому, что эта колония была создана каторжниками, а также из-за образа жизни сезонных работников, трудившихся на пастбищах, приисках и шахтах. Отработав несколько месяцев и получив деньги, они возвращались в города и уходили в долгие запои, спуская все заработанное в пабах.
В конце 1880-х годов Кейт Шеппард начала подавать в парламент петиции о запрете женщинам работать в барах. Хотя некоторые ее соратницы считали, что добиваться нужно, напротив, отмены любых ограничений на работу для женщин, Шеппард была убеждена, что все связанное с алкоголем ведет к беде. Как ни странно, это в итоге помогло ей добиться успеха, поскольку дало поддержку консервативно настроенных мужчин во власти.
Но поначалу парламент отклонял петиции Шеппард, и она пришла к выводу, что политики будут продолжать отвергать предложения, выдвинутые женщинами, до тех пор, пока женщины не будут иметь права голоса. А ведь у суфражисток Новой Зеландии был длинный список требований — они касались равной оплаты труда, предотвращения насилия в отношении женщин, экономической независимости, пенсий по старости, здравоохранения и образования.