Зрители в шоке – импресарио доволен
«Сноб» поговорил с продюсером самых заметных экспериментальных постановок последнего времени Федором Елютиным о том, откуда у него тяга к необычным спектаклям, и о его отношениях с классическим театром.
Захвативший Москву в 2015 году спектакль-бродилка Remote Moscow, постановка в грузовике с прозрачной стеной Cargo Moscow, спектакли-впечатления «Твоя_игра» и Smile OFF были привезены из Европы и адаптированы командой Федора Елютина. Он позиционирует себя не как продюсер, а как импресарио. Благодаря Елютину это вышедшее было из употребления слово звучит в каждом разговоре об экспериментальном театре. В ноябре в Москве на площадке Experience Space в здании Москонцерта стартовал очередной проект Федора Елютина – «Кандидат», постановка бельгийской компании Ontroerend Goed. О выдающихся играх бельгийцев со зрителями редактор культуры The Guardian написал еще семь лет назад, после того как фестивальные показы спектакля «Аудитория», посвященного психологии толпы, вызвали волну скандалов по всей Великобритании. В «Кандидате» тема развивается: по ходу спектакля актеры по очереди выбывают из действия – их исключает зрительское голосование.
Решение показать спектакль «Кандидат» навеяно приближающимися президентскими выборами?
Меня разные люди постоянно об этом спрашивают, а я всякий раз подчеркиваю, что «Кандидат» – это шоу не о выборах, не о политике, а о механизмах принятия решений, о психологии. Авторы постановки придумали для нее такой слоган: «Мы сделаем все возможное, чтобы лучший проиграл». Положение людей на сцене постоянно меняется по ходу голосования зрителей, и актерам надо знать 227 вариантов развития действия.
Летом 2018 года мы хотим показать еще два спектакля компании Ontroerend Goed. Первый – £¥€$ (это название следует читать как Lies – «Вранье»). Спектакль про деньги, точнее, про то, какая это на самом деле пустышка и фикция, гипнотизирующая людей. Второй – Internal. Постановка создана в формате так называемых быстрых свиданий и длится полчаса, она завершает трилогию, первые две части которой – «Твоя_игра» и Smile OFF – мы уже привозили в Москву.
Почему вы выбрали для себя такой род занятий – импорт странных спектаклей, про которые постоянно говорят, что это не театр?
Лет семь назад я случайно увидел хип-хоп-мюзикл «Копы в огне», который перевернул мои представления о театре (а позже я стал импресарио и продюсером этого проекта). До этого я ходил на постановки вроде «Ужин дураков» Хазанова в Театре эстрады. Познакомившись с командой «Копов в огне» – режиссерами Юрием Квятковским, Сашей Легчаковым и другими, – я обсуждал с ними то, что смотрел, и спрашивал, можно ли назвать эти спектакли хорошими. Они говорили, что вообще-то не очень, и стали давать мне какие-то правильные ссылки, показывать фильмы, называть имена режиссеров и в итоге изменили мой взгляд на театр.