По России с любовью. Что дальше?
Бессменный колумнист «Сноба», владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рисует образ будущего туризма в мире, где все встало с ног на голову.
В 2015 году на фоне отсутствия открытого противостояния в регионе, несмотря на продолжающееся санкционное давление на Россию, туристический рынок начал медленно восстанавливаться. А к лету 2016 года от потрясений 2014-го не осталось и следа. Рынок рванул вверх.
В 2017 и 2018 годах в стране прошли мировые спортивные мероприятия – Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу, подстегнувшие дальнейшее бурное развитие индустрии гостеприимства. И туристической отрасли в целом. Но в 2020 году пять «тучных» лет вмиг разбились о пандемию коронавируса. Российская туристическая отрасль, наряду с мировой, на фоне карантина и самоизоляции впала в кому, оказавшись в числе самых пострадавших секторов глобальной экономики.
2021 год принес, наконец, долгожданное облегчение. Снятие ковидных ограничений, усталость от изоляции, отложенный спрос на путешествия сделали свое дело – туристы, прежде всего российские, принялись наверстывать упущенное. И массово поехали колесить по стране, наслаждаясь красотами Краснодарского края, Крыма, Алтая, осваивая новые маршруты в Карелии и на Алтае, на Камчатке и Северном Кавказе.
Но с 24 февраля 2022 года туристический рынок вновь замер. Россияне всерьез сократили свои поездки по стране и за рубеж. Из-за санкций западные сетевые операторы начали сворачивать свою деятельность в России. С прекращением активной деятельности иностранных управляющих компаний в стране мы потеряли доступ к масштабным разработкам стандартов сервиса, их развитую корпоративную культуру, маркетинг, внедрение современных IT-решений. И, конечно, их инвестиции в российскую гостиничную отрасль. В России есть немало локальных управляющих компаний, но они еще молоды, ведь тридцать лет назад не существовало российской HoReCA. И лишь с приходом в начале 90-х первых западных гостиничных операторов российские отельеры начали обучаться ремеслу гостеприимства.