В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

МонокльКультура

Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни остается редким примером художника, который не только прошел через все стилистические повороты второй половины XX века, но и сумел остаться актуальным в веке XXI. К тому же он самый дорогой из ныне живущих живописцев

Дарья Сорокина

«A bigger interior with blue terrace and garden». Дэвид Хокни на своей выставке

Фигуративными портретами, натюрмортами и пейзажами сельской местности, тем более созданными на экране айпада, сегодня вряд ли можно кого-то поразить. Казалось бы, подобные сюжеты — давно привычная часть музейных залов, частных коллекций и лент социальных сетей. Но Дэвид Хокни каким-то образом вновь и вновь опровергает этот скепсис. Он умудряется придавать классическим жанрам свежесть и убедительность, заставляя зрителя задерживаться перед его работами дольше, чем перед многими признанными шедеврами.

При этом он остается одним из самых узнаваемых и востребованных художников современности: его полотна устанавливают рекорды на аукционах, а выставки следуют одна за другой, заполняя залы ведущих музеев мира — от Лондона и Парижа до Лос-Анджелеса и Токио. В чем же секрет этого феномена? Действительно ли Хокни можно считать одним из величайших художников нашего времени или его популярность — удачное совпадение таланта, харизмы и умения работать с медиа? И наконец, каким образом изображение бассейнов превратилось в символ художественного успеха, понятный как критикам, так и самой широкой публике?

Четверть века с классиком

До конца этого лета в парижском Фонде Луи Вюиттона проходит масштабная ретроспектива, посвященная 25 последним годам творчества Дэвида Хокни. Несмотря на то что здание фонда скрыто в глубине Булонского леса, вдали от привычных туристических маршрутов и суеты центра Парижа, попасть туда — испытание. Очереди у входа и плотные ряды зрителей в залах ничуть не уступают тем, что ежедневно собираются у «Джоконды» в Лувре.

Причины такого ажиотажа очевидны. Во-первых, это одна из самых крупных выставок Хокни за всю его карьеру. Во-вторых, сам художник, которому в этом году исполнилось 88 лет, лично участвовал в ее организации, продумывая отбор работ и логику экспозиции.

Экспозиция охватывает невероятно широкий спектр его творчества. Здесь и культовые изображения бассейнов, созданные в период, когда Хокни был одним из самых ярких представителей поп-арта, и гигантские пейзажи — как сельской Англии, так и величественного Гранд-Каньона. Представлены многочисленные портреты и натюрморты, выполненные в самых разных техниках, в том числе на айпаде — медиуме, который художник освоил с тем же азартом, что и традиционную кисть.

Отдельный слой экспозиции посвящен его исследовательской деятельности: Хокни всю жизнь стремился понять, как устроено изображение — будь то техника своего времени или тайны ремесла мастеров прошлого.

Все эти разные линии объединяет удивительное ощущение витальности и легкости. Хокни всегда был влюблен в открытые, насыщенные цвета, и это не случайно: художник — синестет, воспринимающий мир в сплетении звуков и цветов. Эта особенность пронизывает всю выставку: зритель получает возможность взглянуть на мир глазами самого Хокни, почувствовать его энергию и радость открытий.

Дэвид Хокни за кулисами спектакля «Король Убю» в театре «Ройал-Корт» в Лондоне, июль, 1966

«Неполный» диплом

Дэвид Хокни родился в 1937 году в простой рабочей семье в небольшом промышленном городе на севере Англии — Брэдфорде, графство Уэст-Йоркшир. Его отец, скромный бухгалтер и убежденный пацифист, и мать, энергичная и деятельная женщина, не имели к искусству прямого отношения, но поощряли любознательность детей. С раннего возраста Дэвид тянулся к рисунку: он охотно копировал иллюстрации из газет и комиксов, рисовал все, что видел вокруг: соседские дома, прохожих, школьные сцены.

В послевоенной Британии художественная карьера не казалась чем-то реальным для ребенка из рабочей среды, но Хокни проявил удивительное упорство. Его школьные успехи в рисовании привели его в Брэдфордский колледж искусств, где он получил прочную академическую базу и вкус к эксперименту. Именно там он впервые познакомился с современными художественными течениями и понял, что искусство может быть не только традиционным, но и дерзким, актуальным, остроумным.

Следующим шагом стал поступок, который изменил всю его жизнь: Хокни решился подать документы в Королевский колледж искусств в Лондоне — одно из самых престижных художественных учебных заведений страны и даже мира. Конкурс был жесточайший, но он прошел, причем уже на первых курсах выделился своим непохожим почерком и смелостью идей. Учеба шла бодро, но не без сложностей: Хокни не всегда следовал академическим правилам.

История его выпуска стала маленькой легендой. К моменту получения диплома Хокни уже был признанным талантливым студентом, однако… он отказался сдавать финальную работу в «полном» виде, так как по правилам колледжа выпускники должны были писать эссе по истории искусства, а он настаивал, что художника должны оценивать по картинам, а не по письменным тестам. Хокни демонстративно не выполнил это требование. Руководство оказалось в затруднении: отчислять уже известного молодого автора, чьи работы активно обсуждали критики, было неловко. В итоге компромисс нашли необычный: ему все-таки выдали диплом, но в графе «История искусства» поставили прочерк. Так Хокни стал одним из немногих выпускников Королевского колледжа с официально «неполным» дипломом, и с этого начался его стремительный художественный путь.

Калифорния, 1965

Калифорнийская мечта: бассейны и поп-арт

В начале 1960-х годов Дэвид Хокни отправился в США, в Калифорнию. Для художника, выросшего в серовато-дождливом индустриальном Брэдфорде, солнечный Лос-Анджелес оказался мифическим местом. Голубое небо, ослепительные блики на воде, геометрия современных вилл, яркая мода и ощущение легкости жизни стали для него откровением. Он мгновенно влюбился в этот визуальный мир и вскоре решил переехать туда.

В Лос-Анджелесе Хокни создал один из самых узнаваемых циклов в истории поп-арта — картины с бассейнами. На первый взгляд это просто изображения людей и архитектуры в жаркий день, но за этой кажущейся простотой скрывается сложная живописная работа. Вода для Хокни стала живой поверхностью, которая одновременно отражает и искажает, создает бесконечное количество форм и ритмов. Он изучал, как волны меняют цвет, как солнечный свет разбивается на блики, как человеческая фигура «ломается» в отражении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 практик для замедления и осознанности на каждый день 7 практик для замедления и осознанности на каждый день

Практики, которые помогут сделать размеренность естественной частью жизни

Psychologies
Далекие близкие Далекие близкие

Откуда в отношениях берется одиночество и можно ли это исправить?

Лиза
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
«Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое «Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое

Отрывок из книги «Кинооблучение» о самом начале карьеры Виктора Цоя

Правила жизни
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
«Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert «Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert

Чего не следует делать стартапам с совершенно новой технологией на рынке

Inc.
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Почему компьютерные игры – это не просто игра? Почему компьютерные игры – это не просто игра?

Почему важно понимать юридическую сторону игровой индустрии?

Наука и техника
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
Несовершеннолетние инвестиции Несовершеннолетние инвестиции

Брокеры фиксируют спрос на открытие счетов подросткам, но сегмент нишевый

Ведомости
Загранпаспорт за полную цену Загранпаспорт за полную цену

Это письмо было получено в 1926 году Екатериной Павловной Пешковой

Дилетант
Может, чайку? Может, чайку?

Русское чаепитие: легенды, правила и советы, которые пригодятся и сегодня

Лиза
Сезонный дисконт Сезонный дисконт

Что может стать поводом для снижения ставки ЦБ?

Ведомости
Женское счастье Джулианны Мур Женское счастье Джулианны Мур

Джулианна Мур могла бы написать пособие, как стать самой яркой кинозвездой

Караван историй
Реинкарнация под запретом Реинкарнация под запретом

Какие киножанры больше всего любят вьетнамцы и кто контролирует прокат страны

СНОБ
Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии

Успех эксперимента по пересадке генно-модифицированных аллогенных бета-клеток

N+1
Мир экзопланет: водяные планеты Мир экзопланет: водяные планеты

Планеты-океаны: миры, состоящие из разных форм воды

Наука и техника
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
Монеты, отчеканенные 1500 лет назад с одного штемпеля, рассказали о древних торговых путях Монеты, отчеканенные 1500 лет назад с одного штемпеля, рассказали о древних торговых путях

Что древние монеты рассказали об экономической интеграции Юго-Восточной Азии

ТехИнсайдер
Эхо Парижа Эхо Парижа

Оммаж творчеству великих парижских кутюрье в интерьере тюменской квартиры

SALON-Interior
Генеральная уборка Генеральная уборка

Как РГО старается уменьшить следы антропогенного воздействия

Вокруг света
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Открывая континент Открывая континент

Как успешно коммуницировать с южными партнерами, чтобы избежать неловкости

СНОБ
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Ирригатор или зубная нить: что лучше для гигиены зубов? Ирригатор или зубная нить: что лучше для гигиены зубов?

Зубная нить и ирригатор: нужно ли усложнять свою рутину ухода за зубами?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении