Диана Вишнёва: Матч в контексте
Она не перестает удивлять. К нескончаемому списку ее ролей в 2020 году добавится новая - посла чемпионата Европы по футболу.
В студии на улице Чайковского в Петербурге полным ходом шла подготовка к специальной «футбольной» фотосъемке. Из Москвы был привезен футбольный мяч, судейский свисток, штрафные карточки и другие непременные аксессуары футбольного матча. Для большей убедительности даже собрали манекенщиков изображать спортсменов. Как назло, в день съемки петербургский «Зенит» играл на чужом поле, и никого из профессиональных футболистов ангажировать мы не смогли. Впрочем, в этой истории они лишь фон, статисты. А в главной роли – мировая звезда, балерина Мариинского театра Диана Вишнёва. «Сноб» первым узнал, что на чемпионате Европы по футболу в 2020 году ей предназначена почетная роль Посла. Лучшего выбора даже представить трудно. Вот кому подошло бы стать дипломатом! Ровный характер, безупречные манеры, привычка всегда контролировать свои эмоции, врожденный такт – это все, конечно, про нее, Диану Вишнёву. Известно, что четыре решающих матча должны пройти в Санкт-Петербурге. Поэтому решение Оргкомитета предсказуемо и очевидно: кто, если не Диана – символ культурной столицы, а заодно всего русского балета? Конечно, она!
К тому же, как выяснилось на съемках, она умеет бить без промаха. Великолепная координация. Футбольный мяч только успевал отлетать от ее безошибочно точных ударов.
– Я росла в спортивной семье, – вспоминает Диана. – Нашего папу мы в шутку называли «пан Спортсмен». Сам он химик по образованию, кандидат наук, но именно он научил меня выигрывать, научил проигрывать. Причем без всякого педагогического нажима. Даже поход за грибами превращался у него в увлекательную спортивную игру. Я была очень тренированной девочкой. Лыжи и коньки – зимой. Теннис, волейбол, велосипед – летом. С детства меня приучали к физическим нагрузкам. Считалось, что для классического балета я даже слишком спортивная. Кстати, это была одна из причин, почему меня поначалу не хотели брать в Вагановское училище.
– Но потом все-таки ведь взяли, – спешу напомнить я.
– Но с третьего раза! – уточняет она. Диана ничего не забывает. И сейчас, когда речь зашла о футболе, призналась, что была совершенно оглушена своим первым посещением матча в Барселоне. Столько страсти, столько энергии было в той игре.
– Хотя, если честно, я больше люблю смотреть футбол по телевизору. Там всегда дают повторы. Эти прыжки в рапиде, искаженные гримасами отчаяния и борьбы лица, эти считанные миллиметры, отделяющие спортсмена от победного гола. Даже из VIP-ложи ничего этого не увидишь.
Тут в ней, конечно, говорит балерина, привыкшая выверять каждый свой жест у зеркала или видеопроектора. Ей важно самой увидеть, как выглядит ее танец со стороны. Во всех деталях!
Мы знакомы с Дианой давно, но последние три года наши пути почти не пересекались. За это время в ее жизни много всего произошло. Прежде всего, конечно, рождение сына Рудольфа Виктора. Теперь для Дианы Вишнёвой всё четко поделилось на «до» и «после». Понятно, что как раньше, наверное, уже нельзя: бесконечные гастроли, перелеты, нагрузки… Сейчас Диане приходится подчиняться другому режиму, выстраивать жизнь по другому сценарию, где в центре не она, prima assoluta, а маленький полуторагодовалый мальчик, которому нужна дома не мировая звезда, а мама. А ведь у нее есть еще Фонд Дианы Вишнёвой, студия танца Studio Context в Новой Голландии и ее международный фестиваль Context, с каждым годом набирающий обороты. И собственные проекты, от которых Диана не собирается отказываться. При этом свой выбор она сделала осознанно: на первом месте ребенок, а потом уже всё остальное.
Для балерин ее ранга такое решение редкость. К тому же Диану отличает разумный прагматизм. Она станцевала почти всё, что хотела. В том, что она говорит, нет горечи сожаления, скорее спокойное приятие себя, своего возраста, новых обстоятельств жизни. Все в свое время. И дело не в потере формы, которая обычно так страшит импресарио. Форму можно вернуть, но поменялись сами жизненные приоритеты, ушла безудержная отвага, веселый азарт прыгать выше, вертеть туры быстрее, быть первой всегда и везде. Конечно, балеринское самолюбие не позволяет выглядеть слабой, но и сил с годами тоже не прибавляется. Значит, надо от чего-то отказываться. Игра еще не закончена, но твои лучшие балеты начинают постепенно выпадать из репертуара, как козырные тузы из карточной колоды.
Диана прошла и через это с невероятным достоинством. Никаких поблажек себе, никаких полумер и компромиссов. В какой-то момент примет твердое решение, что танцевать чистую классику больше не станет. Из своих последних спектаклей на сценах «Метрополитен-опера» и Мариинки не будет разыгрывать слезливую мелодраму «долгого прощания». Во-первых, никуда она не уходит. Во-вторых, она терпеть не может панихидных всхлипов и стонов «Ну как же мы теперь без вас!». В-третьих, впереди новый акт: новая хореография, новые сцены, новая музыка…