10 лет Forbes Woman в России: как за эти годы изменилось положение женщин в бизнесе
29 октября 2019 года в ЦУМе, главном модном department store, прошло торжественное празднование 10-летия с момента выхода первого журнала Forbes Woman в России. Центральным событием вечера стала дискуссия о том, как изменилось положение женщин в бизнесе за эти 10 лет. Спикерами выступили Марина Жигалова-Озкан, старший вице-президент, директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка, и Ольга Наумова, генеральный директор логистической компании «Лорус SCM», экс-генеральный директор «Магнита». Мы выбрали лучшие цитаты дискуссии.
Модерировали обсуждение редакционный директор Forbes Николай Усков и главный редактор Forbes Life & Forbes Woman Юлия Варшавская. В ходе разговора спикеры подвели итоги последних 10 лет: гендерное равенство и поддержка женского бизнеса стали одной из самих актуальных тем в социальной и даже политической повестке. Благодаря таким изданиям, как Forbes Woman, в России образуется женское сообщество, становятся известны успешные кейсы женского предпринимательства, которые вдохновляют читательниц издания на то, чтобы добиваться успехов в собственной карьере. Юлия Варшавская в ходе разговора объявила о возобновлении выпуска печатной версии Forbes Woman в 2020 году: «Невозможно сегодня говорить о женской карьере в отрыве от социальной, культурной и медийной повестки. Поэтому мы будем расширять тематику издания, охватывая все сферы жизни наших читательниц и героинь. Новая героиня Forbes Woman не просто зарабатывает деньги — это женщина, которая изменив себя и свою жизнь, меняет мир вокруг. И она больше ни перед кем не извиняется за свой успех».
Удалось ли преодолеть гендерные стереотипы в бизнес-сообществе? Есть ли место инклюзии и диверсификации кадров в российских компаниях? И существует ли на самом деле стеклянный потолок в женской карьере?
Марина Жигалова-Озкан: «Успешная женщина — это не обязательно та, кто может руководить армией»
«Есть всем известная статистика: компании, в советах директоров которых есть женщины, показывают лучшие финансовые результаты. Потому что мужской и женский взгляд на работу компании может различаться. У нас разный опыт, и это для любого бизнеса только плюс».
«Важно, чтобы в руководстве компании были люди разных поколений. В нашем мире постоянно происходят перемены — и если компанией управляют люди одного поколения, то они рискуют упустить огромное количество изменений. Я бы рассматривала вопрос «diversity and inclusion» не только как гендерный, но и как поколенческий. Если ты хочешь, чтобы твой продукт был релевантным для разных аудиторий, ты должен мыслить категориями этих аудиторий. Поэтому создавать товары и услуги должны люди с разным опытом, правилами и принципами управления».
«Традиционно в голивудских студиях работали, преимущественно, мужчины. Когда я пришла в компанию Disney 13 лет назад, я была первой женщиной — руководителем региона. За эти годы роль женщины очень сильно поменялась: и в компании Disney, и в выпускаемом ею продукте. Во всех последних ключевых фильмах студии женщины являются главными героинями. Будь то супер-герои Marvel, «Звездные войны» или принцессы, которые теперь не сидят и не ждут принца, а сами на коне ищут свое предназначение и счастье».
«Я считаю, что стеклянный потолок в России — в голове и сознании. Если мы себе говорим, что это именно тот уровень, до которого мы дойдем, а дальше — все, значит, мы и дойдем только до этого уровня. Вспоминаю одну из первых своих работ — мне было 25 лет, я была в совете директоров судоходной компании, в которой работало 15 тысяч человек. И в принципе я считала, что это нормально. Так что ограничения — только внутри нас».