Аркадий Ротенберг называл Крымский мост своим последним крупным проектом

ForbesБизнес

Триллионы на кону: почему миллиардер Аркадий Ротенберг передумал покидать большую стройку после Крымского моста

Аркадий Ротенберг называл Крымский мост своим последним крупным проектом. Но когда переправа между Таманью и Керчью заработала, он передумал уходить с большой стройки

Юлия Титова

tass_33623148.jpg__1571064989__86480.jpg
Фото Сергея Мальгавко / ТАСС

В мая 2018 года Владимир Путин за рулем оранжевого «Камаза» открывал автомобильное движение о Крымскому мосту. Добравшись до Керченского полуострова он выпрыгнул из кабины и подошел к ожидавшим его людям. Среди них стоял давний друг президента миллиардер Аркадий Ротенберг, чьи компании «Стройгазмонтаж» и «Мостотрест» построили мост. Путин что-то с улыбкой сказал ему и шутя ткнул кулаком в плечо, так что Ротенберг покачнулся.

В декабре 2019 года на Крымском мосту откроют железнодорожное движение. И «стройка века», на которую государство потратило более 300 млрд рублей (с учетом железнодорожных и автомобильных подходов), будет официально завершена. Как стало известно Forbes, заработать на ней у компаний Ротенберга не получилось. Почему он четыре с половиной года назад ввязался в этот проект и с чем подошел к его завершению?

Осторожный Тимченко

О том, что России нужен мост, соединяющий ее с Крымом, Владимир Путин заявил в середине марта 2014 года — еще до подписания указа о присоединении полуострова. Кто мог взяться за такой проект? Закончившаяся недавно грандиозная олимпийская стройка мощно прошлась по строительной отрасли, выкосив таких грандов, как «Мостовик» Олега Шишова, «Инжтрансстрой» Ефима Басина и «Трансстрой» Олега Дерипаски. В первые месяцы интерес к строительству моста проявляли иностранные компании, например, в июле ответственный за строительство вице-премьер Дмитрий Козак утверждал, что от подрядчиков, в том числе китайских и итальянских, нет отбоя. Но по мере того, как ухудшались отношения между Россией и мировыми державами из-за украинского конфликта, становилось понятно, что строить мост придется своими силами и за государственный счет. Из реальных кандидатов остались две структуры, контролируемые старыми друзьями Владимира Путина — «Мостотрест» Аркадия Ротенберга и СК «Мост», долей в которой владел холдинг «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко.

Наибольшую вовлеченность в строительство моста демонстрировал «Стройтрансгаз» — компания проводила выездные семинары с экспертами по инфраструктуре, собирала мнения проектных институтов. «Мы перекрестились все, когда «Стройтрансгаз» начал проработку моста. Мы консервативно сказали, что не пойдем туда как генподрядчик — только на субподряд», — вспоминает свои ощущения Владимир Власов, возглавляющий «Мостотреста» с 2006 год. Почему не было желания? Акции «Мостотреста» обращались на бирже — free float превышал 30%, и иностранные инвесторы хотели четко понимать, есть ли у них риски оказаться акционерами подсанкционной компании. Менеджмент «Мостотреста», по словам Власова, пообещал инвесторам, что компания не пойдет на генподряд по Крымскому мосту.

Но неожиданно к началу осени отношение компании Тимченко к проекту изменилось. Группа менеджеров «Стройтрансгаза» пришла к заключению, что сроки очень сжатые, политическая ответственность большая, а большой прибыли проект не сулит, вспоминает Власов. Представитель Volga Group Тимченко не стал давать комментарий Forbes для статьи.

Геннадий Тимченко отказался строить Крымский мост из-за репутационных рисков. Сергей Карпухин / ТАСС

Стоимость моста оценивалась в 228,3 млрд рублей, и чиновники дали понять, что возможности выйти за рамки этой суммы государство не предоставит. Ответственный за стройку вице-премьер Дмитрий Козак настоял на том, что даже санкции не могут стать аргументом для пересмотра объема финансирования, писали «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к Минтрансу. При этом мост надо было возводить в сейсмически опасной зоне и в сложных метереологических условиях. А Владимир Путин просил закончить строительство к концу 2018 года — об этом он рассказывал позже, на прямой линии в 2016 году. Проект мог вообще оказаться убыточным, и это оттолкнуло Тимченко, говорит источник Forbes, знакомый с обсуждениями тех лет.

«Я боюсь репутационных рисков. Это очень рискованная история, я боюсь взяться и не осилить», — объяснял сам Тимченко свой отказ от строительства в декабре 2014 года. А спустя полгода он и вовсе продал долю в СК «Мост». Тогда же миллиардер вышел и из капитала дорожного подрядчика АРКС, отказавшись от идеи создать на базе «Стройтрансгаза» строительный мегахолдинг (этими планами Тимченко делился с Forbes в 2012 году).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идея! Попасть в закрытый клуб Идея! Попасть в закрытый клуб

В некоторые клубы путь закрыт почти всем. И попасть туда хочется особенно

Maxim
No photo, please: 8 мест, которые нельзя фотографировать No photo, please: 8 мест, которые нельзя фотографировать

Популярные туристические объекты, которые запрещено снимать на камеру

РБК
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы

Мода принимать законы о повышении «социального статуса» животных дошла до Италии

СНОБ
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Как сделать скрин на ноутбуке сторонними программами и без них Как сделать скрин на ноутбуке сторонними программами и без них

Рассказываем о том, для чего вам может понадобиться скриншот и как его сделать

CHIP
Саша Today Саша Today

Александра Бортич восхитительна в своей непредсказуемости

Esquire
Первая скрипка Первая скрипка

Светлана Сурганова рассказывает о своём новом проекте и отношении к рэпу

OK!
20 вопросов Клаве Коке 20 вопросов Клаве Коке

Playboy «достал» певицу Клаву Коку занудными вопросами…

Playboy
Голливудская стройность: щелочная диета для похудения, меню на неделю Голливудская стройность: щелочная диета для похудения, меню на неделю

Секрет вечной молодости мировых звёзд

Cosmopolitan
Инновации в молоке Инновации в молоке

Российский рынок молочной продукции продолжает перестраиваться

РБК
Правила жизни Эда Харриса Правила жизни Эда Харриса

Американский актер и кинорежиссер. Четырехкратный номинант на премию «Оскар

Esquire
Фрэнк Гери. Антиархитектор Фрэнк Гери. Антиархитектор

В культовом мультсериале «Симпсоны» он озвучивал самого себя

Караван историй
Зачем Instagram убирает лайки Зачем Instagram убирает лайки

Вслед за вкладкой «Подписки» в Instagram могут исчезнуть и лайки

Esquire
Остановить запуск старения! Как круто выглядеть в 40 — на примере звезд Остановить запуск старения! Как круто выглядеть в 40 — на примере звезд

Выглядеть в 40 лет эффектно — вполне в наших силах

Cosmopolitan
#инструктаж: как делать женский и мужской маникюр #инструктаж: как делать женский и мужской маникюр

Чем отличаются пилочный, классический и аппаратный маникюр

РБК
Реальные подарки миллиардеров: сколько на самом деле тратят на благотворительность Баффетт, Безос, Сорос и Блаватник Реальные подарки миллиардеров: сколько на самом деле тратят на благотворительность Баффетт, Безос, Сорос и Блаватник

Кто из миллиардеров выделил на благотворительность наибольшие суммы в 2018 году

Forbes
Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность» Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность»

Интервью с генеральным директором каршеринга «Делимобиль»

РБК
Балканская мечта Балканская мечта

Говорят, что туристы, впервые увидев Белград, влюбляются в него сразу

Лиза
Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка

Российские телеканалы рано или поздно будут вынуждены менять свои бизнес-модели

Forbes
Сэмюэл Литтл — самый массовый серийный убийца в истории США, обладавший феноменальной памятью — он рисовал портреты своих жертв. Рассказываем его историю Сэмюэл Литтл — самый массовый серийный убийца в истории США, обладавший феноменальной памятью — он рисовал портреты своих жертв. Рассказываем его историю

Жертвами Сэмюэла Литтла преимущественно становились наркоманки и проститутки

Esquire
Каким девушки видят идеального партнера на одну ночь: 6 главных качеств Каким девушки видят идеального партнера на одну ночь: 6 главных качеств

Инсайдерская инфа, которую ты давно ждал

Playboy
«Это было волнительно!» «Это было волнительно!»

Наши читатели поделились личным опытом пользования шеринг-услугами

РБК
Новый эксперимент над водителями: в патрульных машинах установят камеры Новый эксперимент над водителями: в патрульных машинах установят камеры

Московские власти и столичная ГИБДД начнут тестировать новые мобильные камеры

РБК
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
А может, перерастет? А может, перерастет?

Педиатр отвечает на самые волнующие вопросы родителей об аденоидах

Лиза
Как научиться принимать свой возраст: рассказывает психолог Как научиться принимать свой возраст: рассказывает психолог

С рождения нас преследуют навязанные нормы, с возрастом они становятся жестче

Cosmopolitan
Как бывший механник создал бизнес на $4 млн с помощью Kickstarter, смекалки и Ричарда Брэнсона Как бывший механник создал бизнес на $4 млн с помощью Kickstarter, смекалки и Ричарда Брэнсона

Механик ВВС придумал специальный, «нескользящий» коврик для инструментов

Forbes
10 поступков современников, которые возвращают веру в людей 10 поступков современников, которые возвращают веру в людей

Рассказываем невероятные истории о благородстве и альтруизме

РБК
Одна вокруг света. Как случайная встреча в Индии стала знаковой Одна вокруг света. Как случайная встреча в Индии стала знаковой

53-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Открыть в приложении