Скажи Маруся: как устроена умная колонка
Для моих родителей главным источником информации были книги, для меня — интернет, для поколения помладше — мобильные телефоны, ну а мои дети предпочитают разговаривать с роботами — умными колонками.
За прошлый год в России объем проданных умных колонок вырос в восемь раз и превысил 330 000 штук, хотя до сих пор большинство предпочитает общаться с голосовыми помощниками через смартфон. Что, кстати, неплохо — в мире, по прогнозу разработчика технологий разговорного искусственного интеллекта Just AI, в 2020 году объем продаж превысит 1,15 млн штук. Как правило, появившись в семье, умная колонка быстро находит своих приверженцев и быстро переезжает к ним в комнату. У меня первая сразу уехала в детскую.
Умные колонки довольно быстро меняют привычки хозяев: 39% начинают реже включать радио, 34% — реже пользоваться смартфоном, 30% меньше внимания уделяют телевизору, 27% — планшетам, 26% — компьютерам, а 23% — печатному тексту. Ну, и они практически полностью убивают домашние музыкальные центры — мой домашний комплекс Yamaha и недавно собранная Hi-End стереосистема простаивают уже не первый месяц. Причина в простоте: достаточно сообщить, например, свое настроение, как колонка будет ставить треки в соответствии с ним и вашим плей-листом, а воспитанное на портативной Bluetooth-акустике поколение качество звука колонок вполне устраивает.
Весь прошлый год в России царствовала "Алиса". Станция с партнерскими решениями. В этом году «Алисе» придется потесниться: вот-вот запустит свою колонку «Марвин» от МТС, ожидается Tmall Genie от Alibaba, ходят слухи об ассистенте от Сбербанка. Ну, а «Марусю» от Mail.Ru Group можно купить уже прямо сейчас за 7990 рублей, что я и сделал. Пока она обживается у меня дома, прямых сравнений с конкурентами делать не буду. Хотя замечу, что приоритеты в выборе будут сильно зависеть от экосистемы, к которой вы привыкли. Если это «Яндекс» с сервисами типа Яндекс.Музыка, то ваш выбор очевиден. Если же вы слушаете музыку из «ВКонтакте» — «Маруся» ваш выбор, музыку она берет именно там.
Внешне все умные колонки выглядят непритязательно, и многие думают, что производители просто затолкали «мозги» в обычную массовую портативную акустику, что в корне не верно — все колонки разрабатываются с «нуля», и разработчики сталкиваются с кучей проблем. О некоторых, с которыми столкнулась команда Mail.Ru, я и поговорил с руководителем разработки умных устройств компании Борисом Кагановичем.
Звук
Большую часть времени умные колонки играют музыку и от того, насколько хорошо они это делают, во многом зависит их судьба. Большинство американских колонок используют всенаправленную модель звучания — например, Apple HomePod, Amazon Echo, Huawei, Baidu. Добиться при этом хорошего звука непросто — надо учесть отраженный звук от всех поверхностей, обработать сигнал и выдать на разные динамики. К слову, помимо вуфера, который отвечает за низкие частоты, Apple HomePod использует массив из 7 (!) высокочастотных твиттеров, к каждому из которых, заметим, нужен свой усилитель. Это красивая и сложная задача, которую решил Apple, но она оказалась не сильно востребована — большинство умных колонок стоит у стены, так как им нужно непрерывное питание от сети — технология распознавания речи оказалась на редкость энергоемкой. Поэтому и «Алиса» и «Маруся» излучают в одну сторону на 180 градусов, и это их не портит. Вернемся к колонке с Марусей, которая носит название «Капсула».
Инженеры Mail.Ru изрядно поломали голову над тем, как построить акустическую систему "Капсулы" и подсказкой для конечного решения послужил сам дизайн, который напоминает овал, если смотреть сверху. Самое лучшее решение — фронтально расположенные динамики — звук получается более артикулированным и детальным, бас — разборчивым, не гулким, и высокие – чистыми и звонкими, без «песка» и «каши», говорит Борис Каганович. Направленный звук во многом решает проблему паразитных отражений, которые возникают у всенаправленных колонок и требует меньшее количество динамиков, что положительно сказывается на цене.