Сильный и мертвый: какова связь между обязанностью мужчины быть сильным и количеством самоубийств
Чтобы снизить число самоубийств среди мужчин, общество должно разрешить им быть слабыми, уверен профессор университета Глазго и президент международной академии изучения суицида Рори О’Коннор.
Три четверти всех самоубийств в мире приходится на мужчин — это одинаково верно для Великобритании и России, Шри-Ланки и Южной Кореи, Уругвая и Новой Зеландии. В некоторых культурах и возрастных группах суицид стал главной причиной смерти у мужчин и, судя по всему, такой значительный перевес появился лишь в последние полвека. Раньше принято было считать, что об этом вообще не стоит говорить, что любое упоминание суицида вызывает его эпидемию. Но все намного сложнее. Действительно, рассказывая о конкретном методе или даже об одной из популярных причин суицида, можно спровоцировать «эффект Вертера», названный так по имени героя романа Гете, после выхода которого по Европе прокатилась волна самоубийств. Однако наука знает и «эффект Папагено», персонажа «Волшебной флейты» Моцарта: на решение людей покончить с собой или остаться жить может повлиять то, как в СМИ говорят об этой проблеме и ее причинах.
Кризис маскулинности
Так почему мужчины в три раза чаще убивают себя, чем женщины? Самый очевидный ответ — мужчины гораздо чаще прибегают к летальным методам суицида, которые имеют необратимое действие. Но есть и еще одна проблема. В последние пятьдесят лет произошел глобальный сдвиг гендерных ролей. Женщины получили равные с мужчинами права, разница в доходах постоянно сокращается, а традиционные представления о маскулинности остались неизменными: мужчины по-прежнему должны быть сильными, быть добытчиками и поменьше говорить вслух о своих чувствах. Если вы вдруг не соответствуете одному или нескольким из этих критериев, и к тому же вам свойственен социальный перфекционизм, то вам кажется, что жизнь не удалась, что друзья и семья смотрят на вас с разочарованием.
Обычный перфекционизм, обращенный на самосовершенствование личности, никак не связан с суицидальными тенденциями. Если вы боретесь с собой, ставите перед собой какие-то цели, это здоровый перфекционизм. Но иногда он приобретает злокачественные черты — и становится социальным или навязанным обществом. Человек с таким расстройством постоянно боится разочаровать людей вокруг себя. Ему кажется, что все ожидают от него чего-то запредельного. Самое главное, что это представление не имеет ничего общего с реальными ожиданиями окружающих: человека мучает не то, как его оценивают жена, родители или друзья, а то, как ему кажется, что они оценивают его. В психологии это называется метакогнитивным процессом.