Где деньги, папа? Чему учат своих детей российские бизнесмены
В 1997 году американец Роберт Кийосаки выпустил руководство по финансовой грамотности «Богатый папа, бедный папа. Чему учат детей богатые родители — и не учат бедные». Суммарный тираж бестселлера превышает 40 млн экземпляров. Forbes Life проверил, можно ли стать миллионером, следуя советам Кийосаки и спросил у четырех российских бизнесменов, действительно ли этому они учат своих детей.
Четыре российских бизнесмена отвечают на пять установок американского руководства по выращиванию миллиардеров Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа. Чему учат детей богатые родители — и не учат бедные».
Роберт Кийосаки: Занимайтесь собственным бизнесом. Финансовые трудности часто являются результатом того, что люди работают на кого-то другого.
Давид Якобашвили, частный инвестор, воспитывает сына: Да, именно этому я и учил своего ребенка.
Дмитрий Костыгин, частный инвестор, пятеро детей: Каждый человек работает на себя, ну и на свою семью, другого варианта нет. И подвиг школьного учителя или врача куда больше, чем подвиг предпринимателя. Надо постараться найти, в чем твоя искра. Самому или с помощью семьи, потому что самому это не всегда получается сделать. У Макаренко по этому поводу есть два отличных примера. У одного парня в его коммуне был талант мима, он всех пародировал, но сам свой талант не видел и не ценил. Его практически принудительно направили в театральный, и из него получился отличный актер. А другой вообще не выказывал никаких склонностей, и Антон Семенович заставил его стать медиком, за что тот потом был очень благодарен. Так что принуждать детей становиться бизнесменами не только странно, но и опасно, скорее нужно помочь им разобраться в траекториях возможного.
Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала, четверо детей: Я никогда такого не скажу своим детям. Финансовые трудности возникают из-за того, что люди занимаются не своим делом. Если кому-то из детей будет комфортнее быть наемным работником, я буду только рад. Гораздо хуже заставлять брать на себя ответственность, к которой они не готовы и которой они не хотят. Как плохо и заставлять лидеров с предрасположенностью к руководству и любовью к риску работать на кого-то. А вольный художник вообще не должен ни брать на себя ответственность, ни подчиняться.
Конечно, если спросить ребенка, хочет он быть начальником или подчиненным, он ответит, что начальником. Но важно помочь детям разораться, чего они действительно хотят. Из первых примеров я приводил метафору с локомотивом и вагонами. Если хочешь быть локомотивом, то нужно прикладывать огромные усилия, а если остановишься или сломаешься, рискуешь быть под вагонами похороненным. Да и сам по себе, без вагонов ты вряд ли кому-то нужен. Интересно наблюдать за метаморфозами. После таких примеров один из моих сыновей сначала склонялся к вагонам, но потом постепенно сам стал примеряться к роли локомотива. Меня это радует, конечно, но важно, чтобы это было осознанно.
Игорь Рыбаков, совладелец компании «Технониколь», четверо детей: Осваивайте мышление успешных людей. Финансовые трудности чаще всего являются результатом того, что люди задействуют лишь один из типов мышления, а не их комбинацию. Существует инженерное мышление, эмпирическое и творческое. Наилучшим образом работает комбинация мышлений – включение наиболее подходящего типа в соответствующей ситуации.
Роберт Кийосаки: Финансовая грамотность — залог успеха. Умейте отличить активы от пассивов.
Давид Якобашвили: И это верно. По незнанию можно все профукать. Поэтому мой сын Михаил прекрасно подкован в вопросах финансовой грамотности, следит за всеми изменениями, постоянно делает, что называется, апгрейд.
Дмитрий Костыгин: Я много лет исповедую и проповедую идею, что у семьи должна быть общая экономика, нераздельная коллективная собственность. И детей нужно как можно раньше включать в управление хозяйством семьи, а не заставлять принца Чарльза ждать особого момента. Рекомендовал бы каждому родителю познакомиться с идеями Макаренко, который блестяще описал процесс вовлечения детей в управление деньгами в «Книге для родителей». Для доморощенных педагогов подойдет для начала биография семейства Ротшильдов.