Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд
Маркетплейсы — своего рода онлайн-рынки — на время пандемии стали главным местом встречи продавцов и покупателей. Ограничительные меры вынудили малый и средний бизнес срочно переключиться на формат интернет-торговли. При выборе подходящего канала продаж многие обратили внимание на такие преимущества крупных маркетплейсов, как широкая клиентская база и налаженная инфраструктура.
Прирост зарегистрированных компаний-поставщиков на Ozon.Marketplace составил 60%, а на Lamoda — 30%. В пять раз больше заявок было подано на подключение к платформе Wildberries — в мае этот показатель достиг 35 000, причем больше половины пришлось на индивидуальных предпринимателей. Благодаря технологии электронной подписи, сокращающей процесс верификации, регистрация стала занимать всего несколько минут — выставить свои товары на цифровую витрину можно очень быстро. С учетом значительного падения оборота розничной торговли (минус 23,4% за апрель 2020 года по данным Росстата) и готовности 60% потребителей продолжить совершать покупки онлайн после снятия карантина ажиотажный интерес предпринимателей к маркетплейсам понятен. Однако все ли так хорошо с продажами через маркетплейсы?
Обманчивая доступность
С одной стороны, не нужно тратить ресурсы на создание и продвижение собственного онлайн-магазина, привлекать клиентов, настраивать с нуля логистические и маркетинговые процессы. Но за простотой и скоростью скрываются подводные камни. В интернете нет полок, позицию размещения на которых можно отслеживать. Нет преимуществ, обусловленных близостью к привычным маршрутам покупателей: из дома на работу, и наоборот. Нет преимуществ личного общения и складывающихся человеческих отношений. Товары в конечном счете отличаются лишь названиями, упаковками и внешним видом, которые легко скопировать и использовать.
«К сожалению, очень часто небольшие компании не уделяют должного внимания защите своей интеллектуальной собственности при запуске продаж в сети Интернет, — рассказывает Алина Акиншина, генеральный директор Online Patent (патентный поверенный РФ № 1733). — В итоге они, как правило, сталкиваются с проблемами копирования и уже на этом этапе, когда обнаруживается, что кто-то воспользовался их брендом, пробуют зарегистрировать свои товарные знаки и предпринять меры к пресечению недобросовестных действий подражателей. Однако в отличие от предупредительных действий на ранних этапах решение проблем после их возникновения всегда сложнее и дороже, а нередко и вовсе невозможно».