«Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми
Телеведущий, инженер и изобретатель Джейми Хайнеман рассказал о том, как работать с творческими людьми и почему нужно изучать даже то, что не очень нравится
В рамках запуска магистратуры «Цифровые технологии в бизнесе» от МФТИ, бизнес-школы «Сколково» и МТС состоялась лекция управляющего студией спецэффектов M5 Industries и ведущего научно-популярного шоу в Джейми Хайнемана. Хайнеман — человек, который много лет успешно совмещает бизнес и технологии. Бывший ведущий популярной передачи «Разрушители Легенд» выступил перед студентами технических ВУЗов и ответил на их вопросы об управлении людьми, поисках инвесторов и роботах. Forbes Life публикует ключевые идеи лекции.
Пасти кошек
Мы снимали передачу «Разрушители легенд» примерно пятнадцать лет, до этого я участвовал в съемках 800 рекламных роликов и фильмов. Я управлял людьми, которые были ремесленниками и художниками. Теми, кто занимается машинерией, чертежниками и скульпторами. Это дюжина разных процессов, и все их нужно умело координировать. Есть такое выражение «пасти кошек». Вести бизнес — то же самое. Пасти кошек очень сложно, они разбредаются каждая в свою сторону. Если вы плохо владеете ситуацией, случится самая настоящая катастрофа. Если же вы нормально управляете процессом, в итоге получится нечто большее, чем просто сумма отдельно взятых элементов. Неидеальные моменты сгладятся, и все выйдет намного лучше, чем планировалось.
«Я могу убраться на рабочем месте сотрудника, лишь бы он работал»
Однажды мы командой из десяти человек снимали рекламный ролик с роботами. Мы пахали три недели, и за это время построили тринадцать роботов, каждый величиной с человека. Это называется скоростным строительством, и я изобрел целую методику для управления этим процессом.
Раз в час я выхожу к своим людям и смотрю, чем они занимаются, спрашиваю у каждого, на каком этапе он находится, и на каком будет через два часа. Через два часа я возвращаюсь и задаю те же вопросы. Я интересуюсь у людей, не нужно ли им что-то? Какие-то материалы? Я могу убрать рабочее место сотрудника, если понадобится, лишь бы он работал. Я обслуживаю этих людей, предоставляю им все, что нужно. В то же время я их руководитель и наблюдаю за работой.
Получается, что мои люди выступают в качестве добровольцев. Они сами решают, что им делать и когда, сами определяют, за какой период времени они собираются устранить проблемы и перейти на следующий этап. Я не диктую им требования, а только задаю вопросы. Они же с удовольствием озвучивают свои пожелания.
Мотивация рождается в этом процессе сама. Я считаю, что понял, как достичь гармонии среди сотрудников. Они не догоняют друг друга и не бесятся. Наоборот, процесс заряжает их энергией, им нравится работать, и делают они это с приличной скоростью. Обычно в конце подобных проектов мои ребята доходят до апогея интенсивности труда, однако, когда работа заканчивается, они не истощены до смерти.
Была одна забавная история. Я занимался скоростным строительством на одном проекте, как обычно каждый час спрашивал у работников: «Не нужно ли тебе чего-то? Что у тебя будет через два часа?».
Подхожу я к одному персонажу, даю ему список с требованиями, он что-то записывает. Я забираю у него листок, и вижу: «Водка, тоник, лед». Знаете, что стояло у него на столе, когда он пришел на работу на следующий день? Кулер с водкой, а еще был закуплен лайм и лед. Я сказал ему: «Я знаю, что тебя привезли сегодня на работу, и ты не за рулем. В общем, можешь опустошать кулер».