Вместо некролога: Конституция России 1993-2020
Последние 27 лет в Российской Федерации действовала, с небольшими изменениями, «ельцинская» конституция 1993 года. Итоги ее краткой, но яркой жизни подводит Георгий Сатаров, в прошлом помощник президента РФ и участник Конституционного совещания по ее разработке
Конституция России рождалась в муках, жила трудно и на днях была похоронена теми, кто принимал ее роды. Она заслуживает не некролога, а серьезного анализа ее жизненного пути. А пока — небольшой очерк.
Зачатие
Через месяц с хвостиком после победы на апрельском референдуме 1993 года первый президент России Борис Николаевич Ельцин собрал в небольшом зале рядом со своим кабинетом группу экспертов. Президент сидел в торце длинного стола. По левую руку от него сидели человек восемь маститых юристов, а по правую — примерно столько же политологов (маститых политологов тогда еще быть не могло).
Напомню, что из четырех вопросов референдума три относились к президенту, а один к Съезду народных депутатов. По всем трем вопросам Ельцин получил более половины голосов поддержки, и также более половины высказались за роспуск съезда. Это был четвертый вопрос. Конституционный суд тут же в своем постановлении разъяснил, что для прекращения полномочий съезда нужно больше двух третей голосов, а получилось меньше. Взбодренные антиельцинисты начали атаку на результаты референдума и на президента. Это — контекст.
Ельцин спросил присутствующих: «Что делать?» Результат для меня был ошеломляющим. Со стороны политологов довольно единодушно исходили рекомендации об осторожном маневрировании. Со стороны юристов — «Разгонять к чертовой матери!», не менее единодушно.
К этому времени решение у Ельцина уже было: он выбрал путь резкого ускорения принятия новой конституции. Это было не удивительно. В это трудно поверить, но первый президент был сторонником компромиссов (пока его не прижимали к стенке, после чего он взрывался и побеждал).
Вскоре заработало Конституционное совещание — орган из пяти палат. Первые три из них включали представителей трех уровней власти — федеральной, региональной и муниципальной, четвертая — представители общественных организаций, пятая палата — бизнесмены. И они начали процесс зачатия.