Издатель Михаил Лопатин — о гиде «Ресторанный навигатор», критике и пиаре
Главный возмутитель спокойствия ресторанного мира выпустил «Ресторанный навигатор», в который вошли больше тысячи заведений. «РБК Стиль» поговорил с Михаилом Лопатиным о новом издании, а также узнал, как красиво потратить 45 млн руб.
Михаил Лопатин, некогда бывший дизайнером интерьеров, а позже издателем проекта анонимной ресторанной критики Insider.Moscow, собрал полноценный гид — «Ресторанный навигатор». Это первый такого уровня путеводитель по московским ресторанам, кафе и барам (в гид вошло около 1200 заведений) с понятной системой оценок и объективными рецензиями. До этого на рынок выходила российская версия французского гида Gault & Millau, оказавшаяся очень низкого уровня. В экспертном совете «Ресторанного навигатора» такие звезды гастрожурналистики, как Геннадий Йозефавичус, Катя Метелица, Мария Лобанова, Катя Калина, Юлия Митрович, Сергей Минаев, Алексей Зимин и многие другие. Пилотный выпуск гида критиковали (во многом справедливо) за имеющиеся ошибки, но, что крайне важно, к самим оценкам ресторанов претензий ни у кого не было. На днях в продаже появился новый выпуск лето-осень 2020, в который вошли 1190 ресторанов Москвы.
О гиде Insider.Moscow
— Был такой прекрасный проект Insider.Moscow, который выходил с декабря 2014 года. К работе над ним привлекались звезды журналистики, а моя знакомая художница Катя Матвеева рисовала красивые картинки. Со стороны он выглядел более чем успешным, так почему вы решили его закрыть?
— У проекта была совершенно фешенебельная себестоимость, потому что это единственный, пожалуй, медийный прецендент такого высокого уровня за последние годы. Одна иллюстрация к статье могла стоить 20 тыс. руб., я уж молчу про стоимость самой статьи и гонорара «звезды». В результате в пиковые нагрузки себестоимость материала доходила до 100 тыс. руб. Причина была понятна, ведь согласно одному из условий контракта автор обязательно делился материалом в своих социальных сетях. У Татьяны Никитичной Толстой на тот момент было 180 тыс. подписчиков, явно не накрученных (Смеется.), да и у Жени Гришковца достаточно серьезный информационный ресурс. Охват публикаций был очень весомый, и мы быстро достигли миллионных просмотров. По большому счету, это была полноценная пиар-кампания. Просто я не пошел в пиар-агентство с «котлетой» денег, а двинулся своим путем, и через две недели про Insider.Moscow занял каждый ресторатор Москвы. А если не знал, значит, он жил в вакууме и это были его проблемы.
— Как вообще возникла идея такого продвижения? Что стало катализатором?
— Однажды в Осло мы вместе с Геннадием Йозефавичусом обсуждали эффективные способы привлечения внимания публики к нишевому ресурсу. Ведь это не рецензия на фильм или книгу, это все-таки рецензия на ресторан. После этого он меня познакомил с Татьяной Никитичной Толстой, с Кариной Добротворской, я провел с ними переговоры и в итоге договорился, ничего сверхъестественного в этом нет. Они никогда на эту тему не писали, и мое предложение оказалось им интересно. Все что могли, авторы написали в течение нескольких лет, потенциал начал падать, просмотров становилось все меньше. Но свою задачу Insider.Moscow выполнил. Мне теперь на встречах никому не нужно объяснять, что такое Insider.Moscow и кто я такой. В качестве негативного эффекта за мной закрепилась репутация хулиганствующего нигилиста.
— Возможно потому, что три четверти материалов были негативного характера...
— Поскольку я лучше знаю статистику ресурса, могу сказать, что 65% материалов носили позитивный характер. Просто их мало кто замечал. Народ до сих пор помнит разгромные статьи. Их, кстати, и писать легче, и резонанс от них большой. В общем, на каком-то этапе я немного подустал от «Инсайдера», тем более что всегда хотел делать рейтинг. Я понял, что ресурс превращается в какую-то помойку даже для меня самого. Стало ясно, что мы в тупике и выхода из него нет, что спонсоры нас не воспринимают, что пройдено некое плато и мы можем двигаться только вниз. Я решил воспользоваться своим авторитетом, и мы закрыли «Инсайдер», громко хлопнув дверью: закрыли «Макдоналдс» на Пушкинской и провели там Insider Awards. И объявили о том, что создаем новый проект на базе «Инсайдера» — «Ресторанный навигатор».
— Как была построена бизнес-модель Insider.Moscow и на что вы рассчитывали?
— Согласно бизнес-плану, прибыль должна была складываться из банальной подписки. Обратив внимание на успех проекта «Амедиатека», мы полагали, что нам удастся собрать 20 тыс. человек, которые будут платить по 250 руб. в квартал. Этого бы с лихвой хватало на существование проекта. Но буквально через полтора года стало ясно, что я неправильно оценил количество людей, которые будут к нам приходить, и ни о каких деньгах речь уже не шла. Я понял, что...
—...люди за это платить не готовы.
— Абсолютно. В какой-то степени это была моя ошибка. Если бы мы сразу это поняли, то эффект мог бы быть совсем другим. Стало ясно, что народ не готов платить и что надо привлекать спонсорские деньги, платить за рекламу, устраивать пиар-кампании для ресторанов — а это уже шло вразрез с концепцией. Поэтому проще было закрыться и начать другой проект.