Театр кулинарных действий
Михаил Трофименков о «Грейхаунде»
На Apple TV+ вышел фильм Аарона Шнайдера «Грейхаунд», поставленный по сценарию Тома Хэнкса, сыгравшего в фильме главную роль. Вместо страшных и героических событий Второй мировой войны, которым будто бы посвящен фильм, Шнайдер и Хэнкс экранизировали кулинарную книгу.
«Грейхаунд» — эсминец, сопровождающий ленд-лизовские конвои из США в Великобританию. Эрнест Краузе (Том Хэнкс) — его командир. Время действия — январь 1942-го, первые дни битвы за Северную Атлантику. Место действия — океанская «черная яма»: отрезок маршрута, который конвои вынуждены — в силу удаленности и от американских, и от британских аэродромов — проходить без авиаприкрытия.
Война в Северной Атлантике — едва ли не самая страшная и героическая страница в истории действий наших союзников: тем, кто вел конвои в Мурманск, естественно, доставалось еще сильнее. Свыше 72 тысяч моряков упокоились на морском дне: вечная им, что тут скажешь, память. Но страница эта еще и самая романтическая: профессия моряка — самая овеянная вечной, хтонической, что ли, романтикой изо всех военных профессий.
Но ради всего святого, почему именно военно-морской жанр в Голливуде оказался синонимом беспросветной, как тихоокеанская ночь, свинцовой, как атлантические волны, скуки? Даже лучшие образцы жанра — «Война в Северной Атлантике» (Ллойд Бэкон, 1943) или «Идти тихо, идти глубоко» (Роберт Уайз, 1958). А ведь ставили их старые голливудские волки, не чета Шнайдеру. И играли там харизматики Богарт, Гейбл, Ланкастер.
Они не просто присутствовали на экране с неизменно брюзгливо-сосредоточенной миной, как присутствует Хэнкс, а создавали полнокровные характеры. Не просто четко дублировали и выполняли команды, как экипаж «Грейхаунда», а транслировали чувства, ссорились, боялись, травили соленые шуточки. И бились в былые времена о борт экрана настоящие, а не мультяшные волны, и обдавали зрителей