Проблемы, с которыми их бизнес столкнулся из-за пандемии

ForbesБизнес

«После карантина станет хуже»: Анастасия Татулова и еще три женщины во главе компаний о том, как выжить в этот кризис

Юлия Варшавская, Нинель Баянова, Андрей Сатин, Андрей Родин

Фото DR

Мы провели первый в истории Forbes Woman Club в режиме онлайн, обсудив с нашими героинями проблемы, с которыми их бизнес столкнулся из-за пандемии. Гостями клуба стали представительницы самых разных отраслей: основательница сети «Андерсон» Анастасия Татулова, CEO Hydrop Марина Росс, директор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Литвинская и владелица клиники «Эстелаб» Юлия Чеботарева.

Как женщины, руководящие собственным бизнесом, переживают пандемию и экономический кризис? Несмотря на то, что героини первого онлайн-выпуска Forbes Woman Club представляют разные отрасли, оказалось, что проблемы у них одни и те же: малый и средний бизнес находятся на грани выживания, культурные институты и развлекательные заведения закрыты на карантин, медицинская система находится под огромным давлением, необходимо выплачивать аренду и зарплату сотрудникам, а даже ближайшие перспективы кажутся туманными. Не говоря уже об отсутствии поддержки со стороны государства, о необходимости которой Анастасия Татулова, основательница сети детских кафе «Андерсон», говорила на встрече с президентом Владимиром Путиным еще 26 марта.

Главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская обсудила с гостями клуба, как не сдаваться, продолжать борьбу за свой бизнес и где находить для этого внутренние силы в любой ситуации. 

Анастасия Татулова, основательница сети детских кафе «Андерсон»

После встречи с президентом продолжает добиваться помощи для малого и среднего бизнеса, активизирует других предпринимателей, в своем аккаунте в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) ведет регулярные отчеты о том, как меняется ситуация. 

Марина Росс, CEO Hydrop

До пандемии специализировалась на изготовлении нанокосметики для одежды и обуви, но еще осенью (не зная о перспективах коронавируса) запустила производство защитных тканевых масок для лица — и таким образом весной 2020 года спасла свой бизнес от банкротства.

Юлия Чеботарева, главный врач и владелица клиники «Эстелаб»

Продолжает оказывать услуги пациентам и осваивает телемедицину.

 

Наталья Литвинская, директор Центра фотографии имени братьев Люмьер

Ищет способы сохранить лояльного посетителя галереи через онлайн-проекты и успешно перезапускает работу интернет-магазина книг о фотографии

Нужна ли бизнесу поддержка государства

Анастасия, что изменилось с момента вашего выступления перед президентом, где вы отстаивали права бизнеса? Что произошло с тех пор? Какая была реакция?

Анастасия Татулова: Сказать, что есть какая-то реакция в виде действенных мер от власти, к сожалению, нельзя. А реакция предпринимательского сообщества скорее положительная. Хотя это больше говорит об «ужасности» ситуации. Просто у всех сейчас единые мысли и чувства — и они настолько совпали с тем, что я говорила про себя и про свой бизнес, что это вызвало такую реакцию. На самом деле, реакция у людей разная, вы же понимаете, как к предпринимателям все относятся: «Ну, продайте айфон — заплатите зарплату». Люди не понимают, о чем идет речь, они считают: меня это не касается. На самом деле, даже об элементарной экономике они не думают, о том, что у них есть друзья или родные, что они сами у кого-то работают. Всем кажется, что беда предпринимателей — это какая-то отдельная беда, а у меня лично, у Васи Петрова, все будет нормально. 

Была ли оказана вам какая-то персональная помощь? 

Анастасия Татулова: Я не просила никакой для себя помощи. Я не говорила: дайте что-нибудь «Андерсону». Я пыталась донести, такая ситуация сейчас в принципе в бизнесе потому, что в последние несколько лет правительство делало массу шагов в сторону бизнеса, которые довели нас до ситуации, в которой мы сейчас оказались. Дело даже не в пандемии, а в том, что делает правительство в отношении бизнеса. Если мы сейчас не пересмотрим это отношение, то дальше бизнес не продвинется. И у меня было несколько конкретных предложений, которые по итогам этого разговора должны были оказаться в перечне поручений, но, к сожалению, по какой-то загадочной причине, не оказались. И там оказалось только поручение о проработке критериев изменения МСП. Это критерии, по которым я и 1000 таких же предпринимателей не попадают ни под одну меру поддержки. То есть сейчас «Андерсону» не положено ничего. Нам даже кредит на зарплату не положен. В МСП есть планка — до 250 человек.То есть, любой даже не средний, а малый бизнес не попадает ни под какую помощь. И эта проблема не решена. И пока никаких движений я не вижу, хотя все, что можно, мы делаем.

Но самое главное, наверное, что сейчас надо сделать — это вообще прекратить помогать по ОКВЭДам. Надо понимать, что сейчас пострадали уже все. Нельзя говорить о том, что пострадали рестораны, но при этом не пострадали поставщики, например, упаковки. Или пострадали стоматологии, но при этом не пострадали медицинские центры. Надо теперь помогать всем, у кого выручка упала на 50 и больше процентов. Пока правительство этого шага вообще не сделало. Поэтому все меры, которые предлагаются, они пока как мертвому припарки.

Давайте обсудим, как переживает этот кризис каждая из ваших индустрий. Юлия, что происходит в вашем бизнесе, связанном с медициной? 

Юлия Чеботарева: По ОКВЭД у нас лечебное заведение, медицинская деятельность — как основная. Поэтому мы можем работать, и наша отрасль, то есть такие клиники, как наша, разделились на несколько частей: те, кто работают и кто предпочел не работать. Может быть, у всех разная материальная составляющая, разные накопления и подушка безопасности. Наша клиника всегда делала ставку на развитие, на покупку дорогостоящего оборудования, внедрение современных технологий. Но никто не знал, что случится «атомная война», и что, оказывается, мы должны иметь в запасе средства на то, чтобы несколько месяцев не работать и платить при этом зарплату сотрудникам. Их 60 человек, мы никого не уволили, никому не снизили заработную плату и стараемся максимально держаться на плаву. Хотя я, честно говоря, хотя и испытала шок, когда это случилось, но я помню и времена, когда доллар стоил шесть рублей, а потом вдруг я пришла на работу — и он стоит уже 12. Я пережила несколько кризисов — и никогда не надеялась на помощь государства. Для меня не удивительно, что наше государство в принципе нам никак не помогает в этой ситуации. Но ситуация, конечно, не совсем такая, как раньше, и что-то должно произойти. Какие-то телодвижения должны быть, в первую очередь, направлены на спасение утопающих, что, как известно, дело рук самих утопающих.

Конечно, мы сейчас работаем в совершенно других — необычных, очень сложных для нас — условиях. Мы потратили много денег, чтобы внедрить новые нормативные акты в клинику. И мы привлекали Роспотребнадзор, привлекали наших главных консультантов для того, чтобы они проверили правильность внедрения всех этих нормативных актов. Поэтому, конечно, работа крайне сложна и я, на самом деле, горда нашим коллективом, потому что все сотрудники абсолютно сплотились и показали просто невероятную психологическую выдержку. Мы не просто не уволили ни одного сотрудника, а мы наняли еще трех, которые сейчас помогают нам развивать онлайн-часть нашего бизнеса. И наш интернет магазин совершенно переформатировался. Если я раньше была против телемедицины, то сейчас в этих условиях мы внедрили видео-консультации. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек в поисках смысла Человек в поисках смысла

Теория поиска смысла жизни, которая помогает пережить ад на земле

kiozk originals
Полезная девальвация: банкам пришлось резко поднять ставки по вкладам в долларах Полезная девальвация: банкам пришлось резко поднять ставки по вкладам в долларах

Несколько российских банков в марте и апреле повысили ставки по валютным вкладам

Forbes
Чем прославился Анатолий Кашпировский Чем прославился Анатолий Кашпировский

Мы ударились в ностальгию и вспомнили подвиги главного волшебника позднего СССР

РБК
Как выглядят штрафы за езду без пропуска. Фото постановлений Как выглядят штрафы за езду без пропуска. Фото постановлений

Автомобилисты о первых штрафах в 5000 рублей за нарушение режима самоизоляции

РБК
«Надену маску, лишь бы машину купили». Что происходит на вторичке «Надену маску, лишь бы машину купили». Что происходит на вторичке

В условиях самоизоляции автомобилисты все равно не отказываются от продажи машин

РБК
Пэн Дженофф: История сироты Пэн Дженофф: История сироты

Отрывок из романа Пэм Дженофф, в котором Ноа находит пристанище в цирке

СНОБ
Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других

Мы решили выяснить, кто нас лечит с экрана

Cosmopolitan
«Как работает музыка» «Как работает музыка»

Отрывок из книги Дэвида Бирна: что и как музыка делает с человеком

N+1
Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть

Почему для некоторых работает одна схема похудения, а для других — нет?

Psychologies
«Атомная Анюта»: первый и последний ядерный выстрел «Атомная Анюта»: первый и последний ядерный выстрел

Существование артиллерийских снарядов с ядерной начинкой – широко известный факт

Популярная механика
Владимир Машков Владимир Машков

Суровый, честный мужской разговор с брутальным героем

Maxim
«Переиграл сам себя»: Bloomberg рассказал о «болезненной уступке» Путина в нефтяной войне с саудовцами «Переиграл сам себя»: Bloomberg рассказал о «болезненной уступке» Путина в нефтяной войне с саудовцами

Владимир Путин «переиграл сам себя», когда отказался от сокращения добычи нефти

Forbes
Служба одного окна: зачем банкам понадобилось изобретать суперприложения Служба одного окна: зачем банкам понадобилось изобретать суперприложения

Зачем суперприложения банкам и почему ставка на них может не сработать

Forbes
«ОПГ Добрых дел»: как и зачем Евгений Хитьков и команда строят свою альтернативную реальность «ОПГ Добрых дел»: как и зачем Евгений Хитьков и команда строят свою альтернативную реальность

«Пить вино и не сдаваться» — лозунг «ОПГ Добрых дел»

Собака.ru
Обвал за обвалом: когда утихнет шторм на нефтяном рынке Обвал за обвалом: когда утихнет шторм на нефтяном рынке

Удастся ли вырваться из замкнутого круга обвалов цен на нефтяном рынке

Forbes
Бокс как балет. Как основатели Brothers Boxing Club изменили наше представление о драках в перчатках и без Бокс как балет. Как основатели Brothers Boxing Club изменили наше представление о драках в перчатках и без

Основатели Brothers Boxing Club рассказали, как и за что им приходилось бороться

Forbes
Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности

Какие схемы поглощений используются «захватчиками» чаще всего?

Forbes
10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes 10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes

Попасть в глобальный список миллиардеров Forbes до 30 лет непросто

Forbes
«Карты смысла. Архитектура верования» «Карты смысла. Архитектура верования»

Как изучение функций мозга может помочь разобраться в теориях познания

N+1
За что мы любим бренд Lanvin За что мы любим бренд Lanvin

Почему Lanvin и его новый креативный директор заслуживают внимания

РБК
Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова

О проектах российской компании Hoversurf наш журнал рассказывал не раз

Популярная механика
Ты мой кумир! Ты мой кумир!

Вспоминаем, от кого мы сходили с ума в 1990-х годах

Лиза
В Москве госклиники отказываются делать аборты. Почему это происходит В Москве госклиники отказываются делать аборты. Почему это происходит

Московские государственные больницы отказывают женщинам в абортах

СНОБ
Ешь, делись, береги Ешь, делись, береги

Как сделать питание полезным не только для желудка, но и для окружающей среды

Psychologies
Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали

Путин против того, чтобы его изображение украшало главный храм Вооруженных сил

СНОБ
Колонка Esquire: «Мне скоро 30, а я все еще играю в The Sims» Колонка Esquire: «Мне скоро 30, а я все еще играю в The Sims»

Можно ли отказаться от виртуального мира игры The Sims в пользу реального?

Esquire
Как привести гардероб в порядок Как привести гардероб в порядок

Самое время сделать то, до чего раньше не доходили руки

GQ
Как похудеть мужчине в домашних условиях: 18 проверенных способов Как похудеть мужчине в домашних условиях: 18 проверенных способов

Методы похудения, которые работают

Playboy
Уме Турман - 50! Авария, преследование и другие подробности ее насыщенной жизни Уме Турман - 50! Авария, преследование и другие подробности ее насыщенной жизни

Вспоминаем интересные моменты из насыщенной биографии Умы Турман

Cosmopolitan
Готовьтесь к рецессии не менее года: как среднему и малому бизнесу выжить в условиях пандемии Готовьтесь к рецессии не менее года: как среднему и малому бизнесу выжить в условиях пандемии

Сейчас все зависит от способности не паниковать и не расслабляться

Forbes
Открыть в приложении