Проблемы, с которыми их бизнес столкнулся из-за пандемии

ForbesБизнес

«После карантина станет хуже»: Анастасия Татулова и еще три женщины во главе компаний о том, как выжить в этот кризис

Юлия Варшавская, Нинель Баянова, Андрей Сатин, Андрей Родин

Фото DR

Мы провели первый в истории Forbes Woman Club в режиме онлайн, обсудив с нашими героинями проблемы, с которыми их бизнес столкнулся из-за пандемии. Гостями клуба стали представительницы самых разных отраслей: основательница сети «Андерсон» Анастасия Татулова, CEO Hydrop Марина Росс, директор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Литвинская и владелица клиники «Эстелаб» Юлия Чеботарева.

Как женщины, руководящие собственным бизнесом, переживают пандемию и экономический кризис? Несмотря на то, что героини первого онлайн-выпуска Forbes Woman Club представляют разные отрасли, оказалось, что проблемы у них одни и те же: малый и средний бизнес находятся на грани выживания, культурные институты и развлекательные заведения закрыты на карантин, медицинская система находится под огромным давлением, необходимо выплачивать аренду и зарплату сотрудникам, а даже ближайшие перспективы кажутся туманными. Не говоря уже об отсутствии поддержки со стороны государства, о необходимости которой Анастасия Татулова, основательница сети детских кафе «Андерсон», говорила на встрече с президентом Владимиром Путиным еще 26 марта.

Главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская обсудила с гостями клуба, как не сдаваться, продолжать борьбу за свой бизнес и где находить для этого внутренние силы в любой ситуации. 

Анастасия Татулова, основательница сети детских кафе «Андерсон»

После встречи с президентом продолжает добиваться помощи для малого и среднего бизнеса, активизирует других предпринимателей, в своем аккаунте в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) ведет регулярные отчеты о том, как меняется ситуация. 

Марина Росс, CEO Hydrop

До пандемии специализировалась на изготовлении нанокосметики для одежды и обуви, но еще осенью (не зная о перспективах коронавируса) запустила производство защитных тканевых масок для лица — и таким образом весной 2020 года спасла свой бизнес от банкротства.

Юлия Чеботарева, главный врач и владелица клиники «Эстелаб»

Продолжает оказывать услуги пациентам и осваивает телемедицину.

 

Наталья Литвинская, директор Центра фотографии имени братьев Люмьер

Ищет способы сохранить лояльного посетителя галереи через онлайн-проекты и успешно перезапускает работу интернет-магазина книг о фотографии

Нужна ли бизнесу поддержка государства

Анастасия, что изменилось с момента вашего выступления перед президентом, где вы отстаивали права бизнеса? Что произошло с тех пор? Какая была реакция?

Анастасия Татулова: Сказать, что есть какая-то реакция в виде действенных мер от власти, к сожалению, нельзя. А реакция предпринимательского сообщества скорее положительная. Хотя это больше говорит об «ужасности» ситуации. Просто у всех сейчас единые мысли и чувства — и они настолько совпали с тем, что я говорила про себя и про свой бизнес, что это вызвало такую реакцию. На самом деле, реакция у людей разная, вы же понимаете, как к предпринимателям все относятся: «Ну, продайте айфон — заплатите зарплату». Люди не понимают, о чем идет речь, они считают: меня это не касается. На самом деле, даже об элементарной экономике они не думают, о том, что у них есть друзья или родные, что они сами у кого-то работают. Всем кажется, что беда предпринимателей — это какая-то отдельная беда, а у меня лично, у Васи Петрова, все будет нормально. 

Была ли оказана вам какая-то персональная помощь? 

Анастасия Татулова: Я не просила никакой для себя помощи. Я не говорила: дайте что-нибудь «Андерсону». Я пыталась донести, такая ситуация сейчас в принципе в бизнесе потому, что в последние несколько лет правительство делало массу шагов в сторону бизнеса, которые довели нас до ситуации, в которой мы сейчас оказались. Дело даже не в пандемии, а в том, что делает правительство в отношении бизнеса. Если мы сейчас не пересмотрим это отношение, то дальше бизнес не продвинется. И у меня было несколько конкретных предложений, которые по итогам этого разговора должны были оказаться в перечне поручений, но, к сожалению, по какой-то загадочной причине, не оказались. И там оказалось только поручение о проработке критериев изменения МСП. Это критерии, по которым я и 1000 таких же предпринимателей не попадают ни под одну меру поддержки. То есть сейчас «Андерсону» не положено ничего. Нам даже кредит на зарплату не положен. В МСП есть планка — до 250 человек.То есть, любой даже не средний, а малый бизнес не попадает ни под какую помощь. И эта проблема не решена. И пока никаких движений я не вижу, хотя все, что можно, мы делаем.

Но самое главное, наверное, что сейчас надо сделать — это вообще прекратить помогать по ОКВЭДам. Надо понимать, что сейчас пострадали уже все. Нельзя говорить о том, что пострадали рестораны, но при этом не пострадали поставщики, например, упаковки. Или пострадали стоматологии, но при этом не пострадали медицинские центры. Надо теперь помогать всем, у кого выручка упала на 50 и больше процентов. Пока правительство этого шага вообще не сделало. Поэтому все меры, которые предлагаются, они пока как мертвому припарки.

Давайте обсудим, как переживает этот кризис каждая из ваших индустрий. Юлия, что происходит в вашем бизнесе, связанном с медициной? 

Юлия Чеботарева: По ОКВЭД у нас лечебное заведение, медицинская деятельность — как основная. Поэтому мы можем работать, и наша отрасль, то есть такие клиники, как наша, разделились на несколько частей: те, кто работают и кто предпочел не работать. Может быть, у всех разная материальная составляющая, разные накопления и подушка безопасности. Наша клиника всегда делала ставку на развитие, на покупку дорогостоящего оборудования, внедрение современных технологий. Но никто не знал, что случится «атомная война», и что, оказывается, мы должны иметь в запасе средства на то, чтобы несколько месяцев не работать и платить при этом зарплату сотрудникам. Их 60 человек, мы никого не уволили, никому не снизили заработную плату и стараемся максимально держаться на плаву. Хотя я, честно говоря, хотя и испытала шок, когда это случилось, но я помню и времена, когда доллар стоил шесть рублей, а потом вдруг я пришла на работу — и он стоит уже 12. Я пережила несколько кризисов — и никогда не надеялась на помощь государства. Для меня не удивительно, что наше государство в принципе нам никак не помогает в этой ситуации. Но ситуация, конечно, не совсем такая, как раньше, и что-то должно произойти. Какие-то телодвижения должны быть, в первую очередь, направлены на спасение утопающих, что, как известно, дело рук самих утопающих.

Конечно, мы сейчас работаем в совершенно других — необычных, очень сложных для нас — условиях. Мы потратили много денег, чтобы внедрить новые нормативные акты в клинику. И мы привлекали Роспотребнадзор, привлекали наших главных консультантов для того, чтобы они проверили правильность внедрения всех этих нормативных актов. Поэтому, конечно, работа крайне сложна и я, на самом деле, горда нашим коллективом, потому что все сотрудники абсолютно сплотились и показали просто невероятную психологическую выдержку. Мы не просто не уволили ни одного сотрудника, а мы наняли еще трех, которые сейчас помогают нам развивать онлайн-часть нашего бизнеса. И наш интернет магазин совершенно переформатировался. Если я раньше была против телемедицины, то сейчас в этих условиях мы внедрили видео-консультации. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Банка больше нет Банка больше нет

Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Forbes
Умори ближнего Умори ближнего

Марат Шабаев о том, как русский «Папа, сдохни» вовремя встретился с заграницей

Weekend
Правила жизни Мика Джаггера Правила жизни Мика Джаггера

Правила жизни музыканта Мика Джаггера

Esquire
«Заморожены все проекты»: продюсер Роднянский и миллиардер Мамут о перевороте в кино из-за пандемии «Заморожены все проекты»: продюсер Роднянский и миллиардер Мамут о перевороте в кино из-за пандемии

Вернутся ли зрители в кинотеатры после кризиса и когда ждать новых премьер

Forbes
Наземный беспилотник “Уран-9”: куча проблем или достоинств? Наземный беспилотник “Уран-9”: куча проблем или достоинств?

Боевой многофункциональный робототехнический комплекс “Уран-9”

Популярная механика
Еда как искусство: что готовили и любили есть художники Еда как искусство: что готовили и любили есть художники

Незаурядные люди даже к приготовлению еды подходят креативно

GQ
Катафалк с пушкой: история необычной советской самоходки КСП-76 Катафалк с пушкой: история необычной советской самоходки КСП-76

Полное имя: Колесная Самоходная Пушка калибра 76 мм.

Maxim
Экспроприация экспроприатора: что нам делать с Лениным? Экспроприация экспроприатора: что нам делать с Лениным?

Какие образы вождя мирового пролетариата предлагает российская массовая культура

РБК
Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса

Кризис не внесет новых тенденций в банковские технологии, но подтолкнет развитие

Forbes
Спрос вырос, бизнес не растёт: почему производители термосумок для курьеров не могут заработать на пандемии Спрос вырос, бизнес не растёт: почему производители термосумок для курьеров не могут заработать на пандемии

Никто не знает, что будет завтра, будут ли нужны сумки через две недели

VC.RU
«Женщинам нечего совать нос». Вышло продолжение нашумевшей антиутопии «Рассказы служанки» «Женщинам нечего совать нос». Вышло продолжение нашумевшей антиутопии «Рассказы служанки»

Феминистка написала роман «Заветы» — о бесправии женщин, насилии и угнетении

Forbes
Заплатка с искусственными клетками восстановила сердце после инфаркта Заплатка с искусственными клетками восстановила сердце после инфаркта

Накладка способствует восстановлению тканей и улучшению работы сердца

N+1
Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка

Добровинский с волшебной сказкой про природу — жадную, наивную и полную чудес

Tatler
С места наверх С места наверх

Настоящая история человека, который первым на Земле просто взял и полетел

Популярная механика
«Мы тренируемся на улицах. Олимпийские чемпионы соревнуются с соседскими детьми» «Мы тренируемся на улицах. Олимпийские чемпионы соревнуются с соседскими детьми»

Монологи спортсменов, чью мечту об Олимпиаде в Токио разрушила пандемия

GQ
Как решать юридические задачи, не выходя из дома во время карантина Как решать юридические задачи, не выходя из дома во время карантина

В каких случаях можно вернуть товар, как это сделать, не выходя из дома

Playboy
Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным

Грань между рисованным и реальным стала потихоньку размываться

Популярная механика
Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020 Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020

Эти миллиардеры заработали на продаже активов в общей сложности почти $15 млрд

Forbes
Брат-2 Брат-2

Интервью с бизнесменами Кириллом и Даниилом Карачевыми

Собака.ru
Наследницей якобы заболевшего Ким Чен Ына называют его сестру Ким Ё Чжон. Что о ней известно Наследницей якобы заболевшего Ким Чен Ына называют его сестру Ким Ё Чжон. Что о ней известно

В случае кончины Ким Чен Ына власть перейдет к его младшей сестре

Maxim
Феи из Коттингли: как две девочки убедили целый мир в существовании фей Феи из Коттингли: как две девочки убедили целый мир в существовании фей

Двум девочкам удалось заснять «маленький народец» — волшебных фей

Cosmopolitan
Нервы на пределе? 6 секретов расслабляющей ванны для парней Нервы на пределе? 6 секретов расслабляющей ванны для парней

Ванна — отличное оружие в борьбе со стрессом, который у тебя наверняка есть

Playboy
Обнуление. Оставьте себя в покое Обнуление. Оставьте себя в покое

Кажется, мы нашли новый способ пережить стрессовые рабочие нагрузки

Glamour
Семь опасных предметов в вашем доме Семь опасных предметов в вашем доме

Вещи, которые могут представлять серьезную угрозу здоровью

Домашний Очаг
Действует сестра Действует сестра

Почему Эль Фэннинг не считает свою сестру соперницей и кому она хочет подражать

Grazia
Элитная брага: война с крахмалом и сладкие отходы Элитная брага: война с крахмалом и сладкие отходы

Из чего же гонят в наши дни некоторые популярные в мире типы крепких напитков

Популярная механика
Цифровая диктатура: как компании превращают дистанционную работу в ад Цифровая диктатура: как компании превращают дистанционную работу в ад

Пандемия сделала необходимым перевод многих компаний на дистанционную работу

Forbes
Археологи протестировали бронзовые мечи в бою Археологи протестировали бронзовые мечи в бою

Археологи в полевых экспериментах воспроизвели 14 типов вмятин и зазубрин

N+1
Невымирающий вид: Lada 4x4 и ее 5 модификаций Невымирающий вид: Lada 4x4 и ее 5 модификаций

ВАЗ-2121 - уникальный внедорожник, не теряющий популярности

Популярная механика
Как изменится Евро-2020 из-за переноса на следующий год Как изменится Евро-2020 из-за переноса на следующий год

Пытаемся понять, какие изменения претерпит главный футбольный турнир

GQ
Открыть в приложении