«Мне нравится ощущать себя простым человеком». Правила потребления основателя Leta Capital Александра Чачавы
В новом выпуске «Правил потребления» — рубрики, где Forbes Life изучает ценности современных бизнесменов, — инвестор, управляющий директор венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава рассказывает о том, почему МВА — далеко не лучший выбор в образовании, как мода на утилитарность заставляет думать, что молодое поколение — бессеребреники и какими навыками должны владеть начинающие предприниматели.
Александр Чачава — серийный предприниматель и инвестор, управляющий директор венчурного фонда LETA Capital, инвестирующего в технологические проекты русскоязычных предпринимателей. В 2003 году Чачава с двумя партнерами, Антоном Соколовым и Сергеем Пильцовым создал компанию LETA, стартовый капитал составил $5000. Пять лет спустя LETA вошла в рейтинг CNews топ-50 крупнейших ИТ-компании России. В 2005 году Александр Чачава основал российский офис международной антивирусной компании ESET; а в 2008 году был сформирован холдинг Leta Group, объединивший ряд компаний, в том числе, Leta, ASK, Damask, Avanpost и др. В 2012 году Чачава основал первый венчурный фонд Leta Capital Limited, работающий по evergreen-модели ($25 млн). Спустя шесть лет Александр Чачава собрал второй венчурный фонд Leta Capital l ($50 млн). Сегодня в инвест-портфеле Leta Capital более 20 стартапов, среди которых компании inDriver, Double Data, «Будист» (Wakie), Bright Box, Unomy, MyBuddy и Novakid.
Первые подработки стали моими университетами
Я вырос в семье советских инженеров, авиаконструкторов в «ОКБ Сухого», до 14 лет ходил в физматшколу в Тбилиси, затем мы переехали в Москву, где я и продолжил образование. Тем временем шли 90-е: папа со словами «повар никогда голодным не будет» настоятельно порекомендовал мне поступать в пищевой институт на Соколе (Московский государственный университет пищевых производств. Прим. Forbes Life). Вероятно, родители думали, что я слишком молод, чтобы принять взвешенное решение. Мои учителя недоумевали, если не сказать, были в шоке — полкласса поступало в МГУ, еще полкласса — в Бауманку. И когда я пришел в институт, то быстро понял — мне тут делать нечего. И с тех пор в нем почти не появлялся, мои университеты начались с первыми подработками: на первом-втором курсах я работал руками — официантом, кладовщиком, коммивояжером. Долго продержался официантом в «Интуристе» на Тверской, где сейчас Ritz-Carlton, в итальянском ресторане. Туда ходило много иностранцев, а я уже тогда говорил по-английски, в отличие от абсолютно всех других моих коллег, и получал хорошие чаевые — $1500 в месяц, для конца 90-х хорошие деньги, тем более для 18-летнего студента. Но через пару лет мне захотелось работать головой, я сделал step-back, перешел со своих полутора тысяч на $100 — в издательский дом «Компьютерра». Так начался журналистский период моей карьеры, а к концу 4-го курса я уже работал в РБК ведущим аналитиком департамента консалтинга: РБК как раз тогда из простой «странички» на глазах превращался в многопрофильный холдинг: открывалось телевидение, а самое главное — РБК выходил на биржу и мы принимали участие в первом IPO российской IT-компании. А на пятом курсе я получил «трояк» по госэкзамену в пищевом институте, появившись там впервые за два года. К тому моменту в РБК я зарабатывал около $4000 — а потом опять сделал step-back — ушел в свой бизнес с зарплатой в $250, в 2003 году основал компанию LETA IT-company, а в 2012 году из серийного предпринимателя стал венчурным инвестором.
Владеть иностранным языком, математикой и soft skills
Молодые люди должны владеть иностранным языком, математикой и soft skills, потому что без этой базы двигаться вперед невозможно ни в бизнесе, ни в науке — поодиночке сейчас уже никто не добивается больших результатов. Овладев этими тремя составляющими, уже можно плыть дальше по фарватеру и набирать знания, доступные на экране компьютера по одному клику мыши. Я отношусь к людям, которые учатся всегда, но по чуть-чуть, не отрываясь от основной деятельности. MBA — глупость, потому что ты на два года выпадаешь из среды с непонятными перспективами. Даже Executive MBA представляет собой значительно более сбалансированный вариант обучения, когда на месяц-два можно позволить себе окунуться глубоко в образование. Если передо мной встает необходимость приобрести знания или некий навык, я еду на шестидневные курсы в Singularity University, записываюсь на семинары, конференции, нанимаю консультанта, который «прокачивает» меня — всегда в привязке к прикладной задаче, что важно. Даже в самых лучших вузах Америки студентов учат тому, что в бизнесе уже вчерашний день — пример