Что будет с современным искусством после пандемии
Как изменятся цены на искусство? Что делать арт-дилерам? Как взаимодействовать с государством, «когда все закончится»? На эти и другие вопросы искали ответы эксперты во втором выпуске проекта Винзавода ArtStream.
Ценообразование на арт-рынке
Дмитрий Ханкин: Есть 2 пути ценообразования. Первый — формальный, когда ты отталкиваешься от производства. Например, есть производство с ценой «Х», которая умножается на 7 для скульптуры и на 5 для всего остального. Это не очень работает для живописи. Выпадает все то, что мы называем символической стоимостью. Это очень сложно оценить. Существуют некоторые рамки для русского рынка, в которые мы сами себя инстинктивно загнали. Мы знаем, что молодой художник без выставки не может стоить больше своего «Х», а зрелый художник с выставками и биеннале должен стоить «Х умножить на 2, 3, 4 и т. п.».
Айдан Салахова: Дима абсолютно прав про себестоимость. Это время за аренду мастерской, еда, образование. Если проект сложный, то себестоимость колоссальная. Я хочу посоветовать всем художникам отказаться от своих сформированных цен в такое сложное время. Расскажу на примере 90-х: тогда те, кто послушался своих галеристов и опустили цены, — выиграли, а те, кто психологически не смогли это сделать, — проиграли. Я совершенно спокойно отношусь к тому, что, если у меня не будет денег сейчас, я какие-то вещи буду продавать дешево. Нужно убрать амбиции, переучиться придумывать проекты на 100 тысяч. Нужно убрать проектное мышление, что кто-то мне даст деньги на проект. Этого не будет вообще в ближайшие 5 лет. Нужно убрать халявные мысли, что вас какие-то кураторы найдут. Нужно не жить в иллюзии и адекватно воспринимать реальность.
Ксения Подойницына: Рынок искусства подчиняется общеэкономическим законам. Цены на искусство устанавливаются в результате баланса спроса и предложения. Открытые аукционные продажи — наиболее яркая иллюстрация этого правила.