Сердце компании
Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы
Для кого эта книга?
Как сделать отличную работу и привести компанию к успеху? Очевидным ответом будет – нанять очень умных сотрудников и тщательно их контролировать. Правильно? – Нет! Вы можете рекрутировать лучших специалистов отрасли, но если у вашей компании не обладает хотя бы базовым уровнем здоровья, их работа никогда не будет по-настоящему продуктивной. Время и другие ценнейшие ресурсы будут уходить не на решение бизнес-задач, а на дрязги, недопонимание и попытки угадать, чего хочет руководство. И если вам кажется, что повышение уровня здоровья компании можно и нужно делегировать главе HR-отдела или еще кому-то, вы глубоко заблуждаетесь. Как решить одну из важнейших задач в работе вашей организации, вы узнаете из нашего обзора.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Сердце компании» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте, почему ваша компания больше не может себе позволить «болеть»
Любой, кто когда-либо смеялся над комиксами про Дилберта, скорее всего, понимает, чем для сотрудников оборачивается работа в нездоровой организации. Такие комиксы неизменно вызывают улыбку, но для настоящих компаний это становится реальной бедой. Они теряют ресурсы и растрачивают потенциал сотрудников впустую, потому что люди плохо работают в команде. Рано или поздно такие фирмы проигрывают своим здоровым конкурентам.
Чтобы этого не случилось с вашей компанией, вы должны присоединиться к победителям, построив здоровую организацию.
Из этого обзора вы узнаете:
- почему многие руководители не следят за здоровьем своей организации, даже если это ее убивает;
- почему лучшими руководящими командами являются те, чьи члены могут признаться: «Я напортачил»;
- насколько важными для здоровья организации являются совещания, и как их можно сделать более эффективными;
- и почему ежеквартальные ретриты для топ-менеджеров играют важную роль в решении стратегических задач компании.
Чтобы добиться успеха, организации должны быть умными и здоровыми
Сколько существует само понятие «компания», столько их руководители размышляют над тем, как сделать их успешными. Чтобы организация стала таковой, необходимо выполнение двух условий: она должна быть умной и здоровой.
Быть умной означает компетентность в таких аспектах, как: стратегия, маркетинг, финансы и технологии. А быть здоровой – значит, иметь высокий моральный дух и производительность, а также минимум конфликтов, неразберихи и текучки среди сотрудников. Как вы узнаете дальше, именно организационное здоровье больше всего влияет на успех компании.
Почему?
Во-первых, здоровые организации могут со временем стать умными, а нездоровые – нет. Это происходит потому, что руководители последних неохотно признают свои недостатки и поэтому не просят совета у других, что мешает развиваться как им самим, так и их компаниям. В здоровых организациях руководители открыто говорят об ошибках и поэтому быстрее преодолевают их и учатся на своем опыте.
Так же происходит и в здоровых семьях. Там родители воспитывают детей, обучают их дисциплине, проявляют любовь и проводят вместе время. Человек из такой семьи обычно способен преодолевать сложности, с которыми сталкивается в жизни. В нездоровых же семьях дети часто терпят неудачи в схватке с трудностями.
Во-вторых, в нездоровых организациях даже умные люди часто принимают глупые решения. Во многих компаниях есть умные руководители, окончившие лучшие вузы, но их фирмам не удается добиться успеха, потому что там ведется неправильная политика, а в работе нет последовательности и согласованности.
Как выясняется, умные руководители не столь важны: многими здоровыми компаниями управляют руководители со средними способностями. Зато в них принимаются мудрые решения, которые делают эти организации более успешными, чем их умные конкуренты.
Конечно, финансовые издержки нездоровой организации неоспоримы: дрязги и неэффективная работа становятся причиной растраты времени и других ресурсов. В итоге, от компании уходят и клиенты, и сотрудники. Это значит, что у здоровой организации есть конкурентное преимущество, польза которого видна невооруженным глазом как в отношении прибыли, так и в отношении позитивного эмоционального состояния сотрудников.
Но как создать здоровую организацию, и почему руководители часто пренебрегают этим жизненно важным для бизнеса аспектом?
Руководители пренебрегают здоровьем организации, полагая, что должны заниматься более сложными вещами и анализом, а не тратить время на подобные мелочи
Размышляя об организационном здоровье, большинство руководителей сталкиваются с одним из трех предубеждений: предубеждение относительно совершенства («Это слишком просто»), предубеждение относительно агрессивности («Это слишком скучно») и предубеждение относительно показателей («Это не подлежит количественной оценке»).
Рассмотрим каждое из них подробнее:
- Предубеждение относительно совершенства. Для хорошо образованных топ-менеджеров задача создать здоровую организацию может показаться слишком простой – ведь для этого нужен всего лишь высокий уровень дисциплины, настойчивость, мужество и немного благоразумия. У руководителя может не быть желания заниматься этим вопросом, если ему кажется, что поднять бизнес на новый уровень способны только сложные изощренные стратегии.
- Предубеждение относительно агрессивности. Многие бизнес-лидеры предпочитают тратить время на более захватывающие задачи, чем на длительный процесс становления здоровой организации. Например, куда как приятнее решить неотложные проблемы и получить от этого моментальное удовлетворение, чем выстраивать «какую-то там» корпоративную культуру. Почему-то такие руководители никогда не берутся за задачи, которые «просто» важны, но не являются срочными. Им не мешало бы вспомнить старую поговорку гонщиков: «Чтобы ехать быстро, нужно ехать медленно».
- Предубеждение относительно показателей. Выгоды от оздоровления организации, какими бы грандиозными они ни были, трудно измерить. Здоровье компании включает так много аспектов, что изъять любую переменную и точно измерить ее количественное значение практически невозможно. Безусловно, это не означает, что влияние несущественно, незаметно или слабо – однако оно требует убежденности и интуиции, а большинству увлеченных анализом руководителей это не дается сразу.
В дополнение к этим трем предубеждениям многие лидеры могут также попасть в ловушку, стремясь искать ответы там, где их легко найти, не выходя из зоны комфорта. Таким руководителям не хочется вести неловкие разговоры, необходимые для того, чтобы понять, насколько «здоровой» является организация. Поэтому они смотрят туда, где есть измеримые, объективные факты и данные.
Руководители склонны недооценивать важность организационного здоровья, потому что они начинают с подозрением относиться ко всему, что даже отдаленно может звучать «сентиментально». Однако, если представить этот аспект в правильном контексте, он становится одной из самых больших возможностей для получения конкурентного преимущества компании. Далее выясним, что может сделать организация, чтобы стать более здоровой.