С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь

Летом 2025 года в Европе, США и Японии снова фиксировались температурные рекорды, центре Европейской России жара превышала 35 градусов, а на юге страны показатели термометров доходили до 39-40 градусов. Почему люди с трудом переносят такую погоду и как работать в жару, рассказывает в своей колонке для Forbes Александра Демкина, врач-кардиолог, основательница академии дополнительного медицинского образования «Докстарклаб».
В цеху одного из небольших предприятий бразильского города Сорокаба термометр в ноябре 2023 года показал 48 градусов. Рабочие возмутились и потребовали увеличить высоту потолков в цехах и поставить фонтанчики с питьевой водой. «Пока приехал только фонтанчик», — сказал сотрудник завода корреспонденту издания Reporter Brasil. Между тем, если руководство предприятия продолжит игнорировать жалобы сотрудников, скоро здесь некому будет работать.
Согласно докладу Международной организации труда (ILO), к 2030 году из-за жары и связанного с ней теплового стресса в мире перестанут существовать 80 млн рабочих мест. Однако эксперты считают такие оценки заниженными: их сделали, исходя из роста глобальной температуры на 1,5 градуса к концу века, но теперь климатологи предупреждают, что теплеть будет быстрее. Повышение температур в большей степени затронет людей, работающих на открытом воздухе, например, строителей, аграриев, курьеров. Также ухудшатся условия труда в лесной промышленности, туризме и транспортной сфере.
Наиболее критическая ситуация ожидается в Южной Азии и Западной Африке, где экстремальная жара уже сейчас приближается к физиологическим пределам человеческого организма, а условия труда зачастую не соответствуют базовым стандартам безопасности. Однако серьезные проблемы не обойдут стороной и развитые страны: государства Европы, США и Россия также столкнутся с вызовами, связанными с повышением температур.
Почему от жары умирают
Давид Азеведо устроился в июле 2022 года в строительную компанию во Франции. В это время стояла 40-градусная жара. Мужчина плохо себя чувствовал, но отпрашиваться и оставаться дома не собирался. Около 12 часов дня 13 июля его сестре позвонили и предложили срочно приехать на работу к брату. Женщина застала Давида в судорогах. Воды поблизости не оказалось, сотрудники компании пребывали в растерянности, ожидая скорую помощь. Приехавшая бригада медиков первым делом измерила температуру тела пострадавшего — 42 градуса. У Давида был тепловой шок — одно из самых серьезных последствий воздействия жары, когда организм не может контролировать температуру. Строитель умер в больнице от «остановки сердца, вызванной сильной гипертермией», то есть перегревом.
Тело человека с помощью механизма потоотделения стремится поддерживать температуру не выше 37 градусов. Когда оно нагревается до 39-40 градусов, может ухудшиться координация, наступит ощущение усталости и разбитости. Если температура продолжит расти, увеличится риск нарушения работы всех органов и систем. Кровеносные сосуды расширяются все сильнее, кожу покрывает обильный пот, который тут же испаряется — наступает обезвоживание. Потоотделение уже неэффективно, поверхностные сосуды сужаются, пытаясь обеспечить приток крови к жизненно важным органам. Кожа человека становится холодной и липкой. В этот момент возможно наступление теплового удара. Основной его симптом — спутанное сознание, возможен бред и судороги.
Одно из наиболее авторитетных и обширных исследований было проведено в России после аномальной продолжительной жары 2010 года. Ученые под руководством профессора Бориса Ревича установили, что воздействие высоких температур в сочетании с дымом от лесных пожаров привело к 54 000 дополнительных смертям. Подсчеты гибели людей от жары ведутся ежегодно. Экспресс-анализ последствий июльской волны жары 2025 года в Европе выявил 2300 смертей.