Глубокий политэконом
Как Адам Смит заложил основы современной экономической теории

Конец XVIII века был отмечен рядом событий, оказавших огромное влияние на мировую историю: Великая французская революция, промышленная революция в Великобритании, провозглашение независимости США, присоединение обширных новых территорий к Российской империи. Опубликованная в 1776 году работа шотландского экономиста и философа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» была событием такого же масштаба для научной мысли. Разделение труда, невидимая рука рынка, свободная торговля, свободная конкуренция — все эти концепции стали основой для экономики как науки благодаря книге Адама Смита.
До Смита
Работа «Исследование о природе и причинах богатства народов» состоит из пяти книг. Четвертая книга называется «О системах политической экономии». Таких систем до Смита было две. «Одна может быть названа коммерческой, а другая — системой земледелия» (здесь и далее в кавычках приводятся цитаты из «Исследования о природе и причинах богатства народов», если не указано иное).

Наибольшее внимание в книге уделено коммерческой системе, которую Смит также называет меркантилистской. Меркантилизм появился задолго до появления термина «меркантилизм». Слово Mercari в переводе с латыни означает «торговать, покупать». Merx — «товар». Меркурий (бог торговли и названная в его честь планета), мерчандайзер, мерч — все это однокоренные слова.
Принципы меркантилистической системы были изложены в написанной в 1620-х годах и выпущенной посмертно в 1664 году книге Томаса Мана (иногда его фамилию в русскоязычных источниках пишут как Мэн или Мен) «Богатство Англии во внешней торговле».
Томас Ман был купцом, директором Британской Ост-Индской компании, и это сильно повлияло на то, какой он видел экономику. Взгляды Мана на экономику в те годы были общераспространенными. По его мнению, богатство состоит из денег, золота или серебра. Богатая страна — та, в которой много золота и серебра. Накопление этих металлов — главный способ обогащения страны. Богатство приносит стране внешняя торговля — продавать в другие страны товары на большую сумму, чем покупать за границей.
«Утвердились два основных положения, что богатство состоит из золота и серебра и что эти металлы могут притекать в страну, не обладающую рудниками, только в результате благоприятного торгового баланса или посредством вывоза на большую сумму, чем страна ввозит, главной задачей политической экономии неизбежно сделалось уменьшение, елико возможно, ввоза иностранных товаров для внутреннего потребления и увеличение по возможности вывоза продуктов отечественной промышленности». Государство должно стремиться к соблюдению торгового баланса, к тому, чтобы экспорт (стоимость вывоза) превышал импорт (стоимость ввоза). «Другие нации остаются ее должниками на известную сумму, которая обязательно уплачивается ей золотом и серебром и таким образом увеличивает собою количество этих металлов в стране».
Главные средства для соблюдения торгового баланса — ограничения ввоза и поощрения вывоза. Импорт ограничивается за счет высоких таможенных тарифов или полного запрета на ввоз каких-либо товаров или товаров из конкретной страны, торговый баланс с которой считается неблагоприятным. Поощрения экспорта могут иметь форму субсидий, налоговых льгот для «таких отраслей промышленности, которые признавались заслуживающими особого покровительства», заключения выгодных торговых договоров с иностранными государствами, учреждения колоний в отдельных странах. Такая политика государства получила название протекционистской.
Адам Смит против меркантилистов
Адам Смит оспорил следующие положения меркантилистической теории.
Он был против отождествления богатства с деньгами и с золотом. «Люди хотят обладать деньгами не ради них самих, а ради того, что они могут купить на них». Деньги ценятся только за их способность что-то покупать. Деньги составляют только небольшую часть национального капитала, к тому же приносящую наименьшую выгоду. Смит отмечал, что при одинаковой или почти одинаковой прибыли большинство людей предпочитают вкладывать свои капиталы в улучшение и обработку земли. Землевладелец или фермер в большей степени может контролировать судьбу вложенных денег, чем промышленник или торговец. Владелец мануфактуры, в свою очередь, находится в лучшем положении, чем торговец, так как и у него капитал на виду. Наконец, у вложения средств во внутреннюю торговлю есть преимущество перед вложением средств в заморскую торговлю. Во внутренней торговле купец никогда не расстается с капиталом на долгое время. Занимающийся внешней торговлей купец вынужден отдавать свой капитал на «волю ветров и волн и даже еще более ненадежных стихий человеческого безумия и несправедливости, когда он предоставляет большие кредиты в отдаленных странах таким людям, с характером и положением которых он редко имеет возможность как следует ознакомиться».
Он был абсолютно не согласен с тем, что главный источник богатства для государства — внешняя торговля, а внутренняя торговля не приносит денег в страну и не выводит их из страны, следовательно, страна от этого не может стать богаче или беднее. Для Смита «внутренняя, или отечественная, торговля — главнейший вид торговли, в которой капитал данной величины приносит наибольший доход и дает максимальное занятие населению страны».
Что касается внешней торговли, то все меры, принимаемые властями для увеличения объемов экспорта и снижения объемов импорта, с точки зрения Смита, вредны. Они, по его убеждению, только ограничивают и стесняют развитие экономики страны.
Так, высокие тарифы или полный запрет на ввоз какого-либо продукта, обеспечивающий местным производителям монопольное положение на рынке, по мнению Смита, «равносильно указанию частным лицам, каким образом они должны употреблять свои капиталы» и является или бесполезным, или вредным. Бесполезным — если цена произведенного в стране продукта будет равна цене ввезенного из-за границы. Вредным — если отечественный продукт будет стоить дороже импортного. Смит объясняет это на житейском примере. Обычный человек не будет сам изготавливать что-то, если для него дешевле будет это купить. Сапожник не шьет себе одежду, а покупает у портного. Фермер не изготавливает самостоятельно одежду и обувь, а покупает у портного и сапожника.