Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль»

Никите Кологривому всего тридцать, но в этом случае можно сказать — биография уже состоялась. Почти сто ролей в кино, абсолютная узнаваемость, толпы поклонников. Он может сыграть и сказочного персонажа, и хулигана, и героя. И вот что замечательно — он везде будет абсолютно убедителен и органичен, как были убедительны актеры советского кино, стоявшие вровень с лучшими мировыми звездами. Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно. За ним большое будущее? От души надеемся.
— Никита Сергеевич, вы снялись в 96 фильмах. Один молодой актер на мой вопрос, что себе пожелаете, ответил: «Сниматься столько же, сколько Никита Кологривый». Что должно быть в проекте, чтобы вы согласились работать?
— Хороший вопрос, мне есть что сказать по этому поводу. Недавно увидел интервью Владимира Вдовиченкова — это мой старший товарищ, коллега, который всегда меня поддерживает, за что я ему очень благодарен. Его тоже спросили про молодых артистов, и он ответил примерно так: «Я как-то разговорился с мальчишкой, ему что-то около двенадцати лет. Спросил: это у тебя первое кино? Он говорит: нет, тридцать пятое!»
Сегодня кинопроизводство работает совершенно на другом уровне, нежели раньше. Фильмов снимается много, но я уверен: нельзя судить об уровне таланта артиста по числу работ, в которых он снялся. Раньше в фильмографии артиста могло быть меньшее количество фильмов, но при этом они были талантливые и очень крутые. Просто сейчас другое время, мы все живем слишком быстро.
Что должно быть в проекте? Хороший сценарий, интересный, качественный режиссер. Думаю, если зададите такой вопрос любому артисту, он ответит так же, как и я. Проект должен создавать благоприятные условия для существования артиста в кадре. Либо в нем должны сниматься мои друзья. То есть возможно и такое, что я не знаю режиссера, не знаком с продюсерами, но там дали согласие сниматься близкие мне люди, тогда, безусловно, пойду их поддержать. Если я им необходим, буду участвовать.

— В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на экраны выходит новая экранизация культового романа Владимира Богомолова «Момент истины», где вы сыграли одну из главных ролей. Чем вас привлек проект «Август»? Как проходили съемки, какие задачи ставили режиссеры Никита Высоцкий и Илья Лебедев?
— Чем меня привлек проект «Август»? Прежде всего своим масштабом. Все-таки фильм основан на великом, знаменитом романе, действие которого происходит во время Великой Отечественной войны, он рассказывает о деталях работы военной контрразведки, о сложностях, которые встречаются на пути тех, кто в ней служит. Писатель знал, о чем рассказывал, поскольку сам служил в этом подразделении, знал все детали этого военного труда. «Момент истины» — документально выверенный роман, там все правда, там нет неточностей в описании боевых действий, он издавался неоднократно, пользовался популярностью у читателей, многие о нем знают или смотрели основанный на нем фильм «В августе 44-го...». Я испытал радость и ответственность, когда меня утвердили сниматься в одной из главных ролей фильма «Август».
Съемки протекали интересно, захватывающе. События, рассказанные в фильме, изначально происходили в Западной Белоруссии. А снимали мы в итоге в Карелии, Ленинградской, Ростовской, Калининградской областях, в разных климатических зонах. Это было, конечно же, большое путешествие по стране — большое и замечательное.
Режиссеры всеми силами добивались правдоподобия, в этом видели свою основную задачу. От актеров, помимо правдоподобия, требовали, скажем так, погруженности в тему. Это все-таки было очень важно.
— В предыдущей экранизации романа Богомолова Таманцева играл Влад Галкин. До сих пор в памяти остается блестяще исполненная им сцена «Ваську убили!». Удалось ли вам сыграть этого героя по-своему?
— Для меня герой романа Евгений Таманцев — это персонаж номер один. Он там самый яркий, именно его действия, харизма вызывают эдакий пацанячий восторг. Кроме того, он все-таки израненное дитя войны, несмотря на то что бесстрашный, внимательный, такой опытный волк. Он эффектно стреляет из пистолетов сразу с двух рук. Для меня он Герой с большой буквы, человек, который, несмотря ни на что, отбросив страх и сомнения, делает свое дело, доводит его до конца, работает вдохновенно, искусно.
Я вам так скажу, когда я получил эту роль, для меня главной мотивацией стал не только прекрасный артист Владислав Галкин, царствие ему небесное, хотя, конечно же, хотелось сыграть не хуже, чем он. Мотивацией неожиданно стали окружающие. Когда мы снимали блок эпизодов в Калининграде, нас страховали ребята-спасатели. Сижу у себя в вагончике и вдруг слышу крик: «Так, ребята, кто тут из вас Таманцев?! Ну-ка, вылезай из вагончика, покажись!» Ну, я вылез, спасатели меня оглядели с ног до головы и дали напутствие: «Смотри не подведи, мы очень любим этого персонажа, сыграй его хорошо». После такого, конечно, почувствовал особую ответственность перед военными людьми, перед теми, кто, рискуя жизнями, ежедневно выполняет свой профессиональный долг. Захотелось не ударить в грязь лицом, что я и старался делать.
Удалось ли сыграть этого героя так, чтобы отличаться от Влада Галкина? Думаю, да, по крайней мере, я приложил все силы для того, чтобы сыграть Таманцева по-своему. А уж зрителям решать, хорошо это сделал или плохо. Но я старался максимально пропустить все его эмоции через себя, прочувствовать его характер, судьбу. Посмотрим, что получилось.
Требования к себе предъявлял максимальные. За меня болели многие ребята, которые служили в войсках специального назначения. Да и не они одни. Меня поддерживали не только наши консультанты — разведчики, полковники, но и мои партнеры, большие артисты, такие как Роман Мадянов, Сергей Безруков, по крайней мере все, с кем я контактировал. Конечно же, мне хотелось выглядеть в их глазах достойно, и я старался выкладываться физически и эмоционально. Мне кажется, что Таманцев — одна из моих лучших ролей.

— Как складывалось партнерство с Сергеем Безруковым, Павлом Табаковым? Остались ли какие-то воспоминания о работе с Романом Мадяновым?
— Я бы поговорил здесь о Романе Мадянове, царствие ему небесное. Мы познакомились с ним на проекте «По щучьему велению», где я играл Емелю, а Роман Сергеевич — Царя. Конечно, я хорошо его знал, естественно, смотрел множество фильмов с его участием. И был поражен его работоспособностью! Как мне сказали, он тогда уже тяжело болел, но при этом не давал себе никаких послаблений, выходил на площадку, снимался на жаре, в Сибири, под Тобольском, выкладывался и делал свое дело. Испытываю к нему глубочайшее уважение. Он всегда излучал позитив, шутил, рассказывал смешные истории, которые я теперь вспоминаю и пересказываю своим друзьям. Съемки с ним — колоссальный актерский опыт. Что и говорить, конечно, низкий ему поклон, он большой артист, я рад, что мне довелось с ним поработать, получить какие-то важные советы.