Рыба-кит: как стартап «Много лосося» живет внутри X5 Group
После того, как компания X5 Group купила проект «Много лосося», его выручка увеличилась в разы, до 4 млрд рублей. Ретейлер помог стартапу, который специализируется на производстве и доставке готовых блюд, справиться с финансовыми проблемами и запустить новое направление бизнеса. В супермаркетах «Перекресток» открылось 250 корнеров, торгующих свежими суши и роллами, на них уже приходится 30% продаж «Лосося». Его основатели не потерялись в большой компании, они остаются предпринимателями: сами принимают решения, управляют бюджетом и маркетингом. При этом их личные доходы после продажи бизнеса существенно выросли. Подробности — в материале Forbes.
Предприниматели и друзья Александр Мутовин и Яков Менделеев родом из Красноярска. Они основали сервис «Много лосося» в 2018 году и начали развивать сеть dark kitchen («темных кухонь»), работающих только на доставку готовых блюд. В «темных кухнях» нет посадочных мест и официантов, там работают повара и комплектовщики, которые передают заказы курьерам службы доставки. Впервые такую модель в 2015 году начал использовать стартап Maple в Нью-Йорке.
«Я сам любитель японской кухни и лосося. Как клиенту, мне не нравилось, что рестораны экономят на рыбе в суши и роллах», — рассказывает Мутовин. Партнеры решили, что щедрые порции рыбы станут их главной фишкой.
Первая точка «Много лосося» появилась в Москве у метро «Динамо» в 2018 году — друзья купили убыточный суши-цех, наняли поваров, сами разработали меню, хотя тогда мало что понимали в ресторанном бизнесе. «Так совпало, что рядом в павильоне работал магазин «Много цветов». Мы шутили, что стоит объединить вывески», — вспоминает Мутовин. В новом бизнесе друзьям помог управленческий опыт. До запуска проекта Мутовин занимался стратегическим планированием в «Норникеле», Менделеев управлял собственным развлекательным центром в Красноярске, а потом работал менеджером в «Яндекс Такси».
На старте партнеры вложили в стартап около 10 млн рублей. Бизнес начинался с месячного оборота в 500 000 рублей, а к концу 2019 года уже перевалил за 15 млн рублей. Компания сумела привлечь инвесторов — сначала родственников и знакомых, потом бизнес-ангелов. Одним из них, например, стал президент фармкомпании «Нанолек» Владимир Христенко (сын Виктора Христенко) — вместе с партнерами он вложил в проект 30 млн рублей. Эти деньги пошли на развитие сети, продвижение, создание IT-продуктов и мобильного приложения.
Упражнение на гибкость
К концу 2020 года у компании «Много лосося» было 14 совладельцев, прошло два раунда инвестиций на общую сумму около $2 млн. Мутовин вспоминает, что на работу с инвесторами у него уходило 40% рабочего времени: «Надо было их найти, убедить дать деньги, перед всеми отчитаться, учесть разные интересы и возможные конфликты. Кроме того, каждый раунд — это всегда игра на повышение: один неверный выстрел, и следующий раунд уже можно не поднять».