Красная пасха
Алексей Зимин о диалектике горячего и холодного творога
Поражение в войне может стать счастьем. Если в качестве утешительного приза имеется свобода, а война была холодной, так что оплакивать приходится не солдат, а бесцельно прожитые годы.
Собственно, в осознании этого факта и заключается смысл основных мировых религий: смерть — это то поражение, которое стоит всех побед, потому что с ней приходит освобождение от рабства.
Этот прыжок навстречу свободе — основное содержание праздника Пасхи. Иудеи, правда, со свойственной еврейскому народу склонностью к буквализму отмечают вполне конкретный библейский исход из египетского плена в направлении земли Ханаанской (Песах, собственно, и есть Исход в буквальном переводе с иврита на русский), а христиане, празднуя воскрешение Сына Человеческого после физической смерти, скорее переживают метафорический катарсис, поскольку предсмертная и посмертная драма Христа — это не только его собственная история, но возможный путь для любого, неважно, эллина или иудея. С поражением ничего не заканчивается. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» звучит как лучший рекламный слоган в истории. Апостол Павел, его автор, провел юность за изучением Торы, но стал не