Мнение / Фильмы
Красный смех
Жан-Люк Годар, молодой красавец-режиссер с намечающейся лысиной (Луи Гаррель), шагает с рабочими и студентами на майской демонстрации 1968 года, но, к несчастью, разбивает очки и вынужден вернуться домой (при посильном участии вежливой полиции). Он же, на сей раз в амплуа разъяренного интеллектуала-маоиста, пытается произнести речь на студенческой Ассамблее, но злые студенты тянут за шнур микрофона. Он же, но невидимый, за кадром, прибывает в Канн на яхте Джейн Фонды и, повиснув на занавесе, срывает фестиваль — а также премьеру дебютного фильма своего товарища. Он же, разочаровавшись в милитантном кино (его никто не смотрит), орет на Анну Вяземски, свою любовницу, так и не ставшую боевым товарищем.
В «Молодом Годаре» Хазанавичус проделывает с 1968 годом тот же самый трюк, что прежде в «Артисте» — с Голливудом рубежа 1020-х — 30-х. В обоих фильмах Хазанавичус руководствуется расхожим представлением о том, что в кино вес обретается через постель. Драматический приход звука в индустрию был интерпретирован им как мелодрама, а история радикализации и поражения одной из главных французских поп-фигур 60-х сводится у Хазанавичуса к истории романа и разрыва Годара с Анной Вяземски.
Все это, с одной стороны, ужасная, гомерическая напраслина, не очень смешная для зрителя, знакомого с контекстом. Годар — революционер, а потому заведомо неудачник? Но начиная с 1969 года, после того как режиссер на несколько лет отказался от авторства и принялся снимать анонимно-коллективные агит-журналы в составе группы «Дзига Вертов», Годар намеренно строил свою творческую стратегию как стратегию поражения. Едва отсняв очередной фильм, он усиленно занимался самокритикой и даже предварял показы уничижительными памфлетами.
С другой стороны, интенсивность игры Хазанавичуса с формой годаровских фильмов показывает, что для французской культуры Годар — живой мастодонт, фигура покрупнее Толстого и Достоевского. Вся бесконечная реконструкция интерьеров из «Китаянки», диалогов и морских пейзажей из «Уик-энда», эротических сцен из «Мужского-Женского» и превращение Годара в персонажа своих собственных лент — сродни позднесоветским анекдотам или юмористическим фильмам группы НОМ о Ленине и Гитлере. «Искусство мертво, и господин Годар ничего не сможет с этим сделать», — было написано на стенах Сорбонны в 1968-м. Появление комедии Хазанавичуса показывает, что кое-что Годару все-таки удалось — самому стать синонимом искусства’68.
Молодой годар
Режиссер — Мишель Хазанавичус
107 мин
C 16 ноября
Для интеллектуалов
Мифы
Режиссер — Александр Молочников
С 16 ноября
Для желающих поржать
Дичайшая российская комедия с гоголевским душком: московский бомонд смеется сам над собой, и смех этот определенно демонический. Режиссерский дебют актера Молочникова, сделанный под явным присмотром старших товарищей (в титрах — весь олимп российского кино и эстрады, от Верника и Безрукова до Бондарчука) оказывается серией истеричных скетчей, в которых жители российского экрана приравнены к античным персонажам. Мир столичных полубогов-полуживотных мы видим глазами наивного, едва лопочущего по-русски грека, скромно живущего на маленьком плоту, пришвартованном где-то в районе Фрунзенской набережной.
Снеговик
Режиссер — Томас Альфредсон
С 23 ноября
Для любителей острых ощущений
Экранизация культового «северного нуара»: Майкл Фассбендер играет детектива Харри Холе, идущего по свежим следам серийного убийцы по кличке Снеговик. Убийца остается непойманным на протяжении почти десяти лет, и Холе надо успеть до следующего снегопада, который скроет все улики.
Софичка
Режиссер — Кира Коваленко
С 23 ноября
Для людей / Для интеллектуалов
Дебютный фильм Киры Коваленко, выпускницы знаменитого сокуровского курса из Нальчика — крайне вольная экранизация новеллы Фазиля Искандера. Как и ее сокурсник Балагов, Коваленко не решается говорить о настоящем, предпочитая разглядывать истоки современности в достаточно отдаленном прошлом. И, как и Балагов (а также другие режиссеры из Нальчика), в этой экранизации режиссер говорит о грузе традиций, об иге семьи — вроде бы бесстрастно исследуя вековые обычаи, но в то же время демонстрируя их слепую бессмысленность, жестокость по отношению к отдельной человеческой судьбе.
Ван Гог. С любовью, Винсент
Режиссер — Дорота Кобела
С 13 ноября
Для людей / Для интеллектуалов
Этот анимационный байопик Ван Гога может показаться результатом обработки обычных кинокадров фильтрами из приложения Prisma. Но нет. Каждый из 62 450 кадров фильма нарисован живыми художниками на настоящем холсте — с той же степенью кричащей пастозности, что бьет наповал и в оригинальных работах Ван Гога.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl