Кинообзор. Рекомендации и оценки

Русский репортерСобытия

Мнение / Фильмы

Красный смех

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Жан-Люк Годар, молодой красавец-режиссер с намечающейся лысиной (Луи Гаррель), шагает с рабочими и студентами на майской демонстрации 1968 года, но, к несчастью, разбивает очки и вынужден вернуться домой (при посильном участии вежливой полиции). Он же, на сей раз в амплуа разъяренного интеллектуала-маоиста, пытается произнести речь на студенческой Ассамблее, но злые студенты тянут за шнур микрофона. Он же, но невидимый, за кадром, прибывает в Канн на яхте Джейн Фонды и, повиснув на занавесе, срывает фестиваль — а также премьеру дебютного фильма своего товарища. Он же, разочаровавшись в милитантном кино (его никто не смотрит), орет на Анну Вяземски, свою любовницу, так и не ставшую боевым товарищем.

В «Молодом Годаре» Хазанавичус проделывает с 1968 годом тот же самый трюк, что прежде в «Артисте» — с Голливудом рубежа 1020-х — 30-х. В обоих фильмах Хазанавичус руководствуется расхожим представлением о том, что в кино вес обретается через постель. Драматический приход звука в индустрию был интерпретирован им как мелодрама, а история радикализации и поражения одной из главных французских поп-фигур 60-х сводится у Хазанавичуса к истории романа и разрыва Годара с Анной Вяземски.

Все это, с одной стороны, ужасная, гомерическая напраслина, не очень смешная для зрителя, знакомого с контекстом. Годар — революционер, а потому заведомо неудачник? Но начиная с 1969 года, после того как режиссер на несколько лет отказался от авторства и принялся снимать анонимно-коллективные агит-журналы в составе группы «Дзига Вертов», Годар намеренно строил свою творческую стратегию как стратегию поражения. Едва отсняв очередной фильм, он усиленно занимался самокритикой и даже предварял показы уничижительными памфлетами.

С другой стороны, интенсивность игры Хазанавичуса с формой годаровских фильмов показывает, что для французской культуры Годар — живой мастодонт, фигура покрупнее Толстого и Достоевского. Вся бесконечная реконструкция интерьеров из «Китаянки», диалогов и морских пейзажей из «Уик-энда», эротических сцен из «Мужского-Женского» и превращение Годара в персонажа своих собственных лент — сродни позднесоветским анекдотам или юмористическим фильмам группы НОМ о Ленине и Гитлере. «Искусство мертво, и господин Годар ничего не сможет с этим сделать», — было написано на стенах Сорбонны в 1968-м. Появление комедии Хазанавичуса показывает, что кое-что Годару все-таки удалось — самому стать синонимом искусства’68.

Молодой годар

Режиссер — Мишель Хазанавичус

107 мин

C 16 ноября

Для интеллектуалов

Мифы

Режиссер — Александр Молочников

С 16 ноября

Для желающих поржать

Дичайшая российская комедия с гоголевским душком: московский бомонд смеется сам над собой, и смех этот определенно демонический. Режиссерский дебют актера Молочникова, сделанный под явным присмотром старших товарищей (в титрах — весь олимп российского кино и эстрады, от Верника и Безрукова до Бондарчука) оказывается серией истеричных скетчей, в которых жители российского экрана приравнены к античным персонажам. Мир столичных полубогов-полуживотных мы видим глазами наивного, едва лопочущего по-русски грека, скромно живущего на маленьком плоту, пришвартованном где-то в районе Фрунзенской набережной.

Снеговик

Режиссер — Томас Альфредсон

С 23 ноября

Для любителей острых ощущений

Экранизация культового «северного нуара»: Майкл Фассбендер играет детектива Харри Холе, идущего по свежим следам серийного убийцы по кличке Снеговик. Убийца остается непойманным на протяжении почти десяти лет, и Холе надо успеть до следующего снегопада, который скроет все улики.

Софичка

Режиссер — Кира Коваленко

С 23 ноября

Для людей / Для интеллектуалов

Дебютный фильм Киры Коваленко, выпускницы знаменитого сокуровского курса из Нальчика — крайне вольная экранизация новеллы Фазиля Искандера. Как и ее сокурсник Балагов, Коваленко не решается говорить о настоящем, предпочитая разглядывать истоки современности в достаточно отдаленном прошлом. И, как и Балагов (а также другие режиссеры из Нальчика), в этой экранизации режиссер говорит о грузе традиций, об иге семьи — вроде бы бесстрастно исследуя вековые обычаи, но в то же время демонстрируя их слепую бессмысленность, жестокость по отношению к отдельной человеческой судьбе.

Ван Гог. С любовью, Винсент

Режиссер — Дорота Кобела

С 13 ноября

Для людей / Для интеллектуалов

Этот анимационный байопик Ван Гога может показаться результатом обработки обычных кинокадров фильтрами из приложения Prisma. Но нет. Каждый из 62 450 кадров фильма нарисован живыми художниками на настоящем холсте — с той же степенью кричащей пастозности, что бьет наповал и в оригинальных работах Ван Гога. 

 

Фотографии: Nautilus Pompilius, Международный фестиваль Context; Ельцин Центр; Екатерина Ревенко/renatalitvinovaofficial.com ; Les Compagnons du Cinéma/La Classe Américaine/France 3 Cinéma; Universal Pictures/Another Park Film/Perfect World Pictures; Art Pictures Studio/Hype Film; BreakThru Productions/ Trademark Films/Silver Reel/Good Deed Entertainment

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тюльпаномания Тюльпаномания

Первый настоящий биржевой кризис оказался связан с луковицами тюльпанов

Дилетант
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Максим Матвеев Максим Матвеев

Главный актер сериалов новой волны и всенародный краш Максим Матвеев

Собака.ru
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом

Об одной из самых странных и резких демаркационных линий в мировой биогеографии

Inc.
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Как стать лучшим мужчиной в постели девушки: секс-эксперт Трейси Кокс поделилась секретами Как стать лучшим мужчиной в постели девушки: секс-эксперт Трейси Кокс поделилась секретами

Что служит причиной неудовлетворенности женщины и как это исправить

Maxim
Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет» Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет»

У каждого есть грехи, свои «тараканы», которые тебе кажутся очевидными

Караван историй
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
FORTUNA 812 FORTUNA 812

SoundCloud-рэп снова в топе благодаря FORTUNA 812

Собака.ru
Ксения Прихотько Ксения Прихотько

Довлатовед Ксения Прихотько расписала модную типологию петербуржцев

Собака.ru
Бросок «Кобры» Бросок «Кобры»

История американца Кэрролла Шелби, который на «Форде» обыграл «Феррари»

Ведомости
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
Открыть в приложении