RR Люкс.Личности.Бизнес.Культура
Неизвестный флот
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла документальная книга Алексея Иванова «Речфлот». Автор справедливо замечает, что Россия хоть и именует себя морской державой, она в первую очередь страна речная, и тут есть чем гордиться. С любезного разрешения издательства RR публикует избранные главы.
Аристократы реки
«Кавказ и Меркурий» и власть
Стараниями своего руководителя Николая Новосельского общество «Кавказ и Меркурий» наладило тесные связи с государством Российским и более того — с царствующим домом. В 1861 году в Баку пристань общества посетил сам император Александр II. Тому были веские причины.
В 1854–1857 годах Астраханский порт претерпел модернизацию, при нём построили механический завод с плавучим доком. Но самым главным на Каспии у России к тому времени оказался порт Баку, и поэтому в 1860 году Астраханский порт со всем имуществом власть передала в аренду «Кавказу и Меркурию» — с условием вернуть всё Морскому министерству по первому же требованию. В Астраханском порту остался маленький каменный домик, где хранились исторические реликвии: два ботика, лодка-верейка и «плезир-яхта» Петра I. Царствующий дом доверил святыни «Кавказу и Меркурию», хотя официально суда находились на попечении городского начальства.
Близость к власти была залогом процветания. Правление общества с 1862 по 1893 год возглавлял Александр Жандр, капитан, а потом и вице-адмирал, боевой моряк, сражавшийся при Синопе и в Севастополе, и важный чиновник морского ведомства. Он был сподвижником великого князя Константина Николаевича, по сути — министра морского флота. Жандр сделал бизнес компании социальным. При Спасском затоне строились жилые дома для работников, в 1867 году была открыта школа. В честь Жандра общество «Кавказ и Меркурий» назовёт один из своих пароходов.
Общество ежегодно получало от казны субсидии в 350 тысяч рублей на содержание регулярных рейсов «для государственных нужд» и владело монопольным правом на перевозку почты, войск и военных грузов. Акционерами «Кавказа и Меркурия» стали многие значимые персоны, в том числе и представители дома Романовых. А пассажирскими пароходами общества пользовался истеблишмент империи.
Сиятельные князья и степенные министры располагались в каютах-салонах, отделанных красным деревом, с хрусталём в буфетах и роялями, со свежими газетами, которые приносили к ним на пристанях, с прекрасной кухней и дорогими винами.
В 1867 году Адмиралтейство переведут из Астрахани в Баку, а порт оставят в собственности «Кавказа и Меркурия».
В 1896 году общество покажет лодку-верейку и «плезир-яхту» Петра I на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Но в Гражданскую войну раритеты погибнут.
Пароходные команды были одеты в тёмно-синюю форму с золотыми пуговицами. Корпуса и надстройки пассажирских пароходов общества были покрашены в белый цвет (у грузовых судов — в чёрный), а ниже ватерлинии — в красный; трубы всегда были чёрные с красной полосой и стояли вдалеке от рубки. На белой плоскости «сияния» скрещивались торговые флаги империи. И гудок тоже был особый — тройной. Пассажирские пароходы «Кавказа и Меркурия» стали аристократами реки.
Для наследников престола путешествия по России были важной частью образования. Александр II, будучи цесаревичем, и сам в 1837 году объехал почти всю державу. В 1863 году по Волге, от Ярославля до Астрахани, на пароходе общества прокатился цесаревич Николай. Он с иронией писал с дороги в письме: «Теперь аз плыву на некоем паровом ките, именуемом “Поспешный”, сиречь “скоро ползающий”». Граф Сергей Строганов, куратор вояжа, намеревался показать наследнику страну «с настоящей точки, а не сквозь призму». Наследник и посмотрел. На Нижегородской ярмарке, например, он примерил сбрую бурлака. Николая сопровождала большая свита, а экскурсоводом был художник Алексей Боголюбов, который совсем недавно делал Путеводитель по Волге для товарищества «Самолёт».
Увы, в 1865 году Николай умер от менингита, и наследником престола стал Александр — будущий Александр III. В 1866 году в память о брате он решил повторить путешествие 1863 года, но добрался только до Нижнего — остановила холера. Однако упрямый цесаревич всё равно осуществил своё намерение: в 1869 году проплыл по Волге на пароходе «Счастливый».
А самым знаменательным для «Кавказа и Меркурия» стало путешествие Александра II в 1871 году. Пётр Алабин, самарский градоначальник, описал прибытие царской флотилии к городу: «Великолепный пароход “Александр II” обрисовался во всей картинности, несясь по течению, сопровождаемый пароходом “Императрица Мария”. Государь-император, один всем видимый, во всём царственном величии своём стоял на кожухе парохода».