Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке
В XIX веке одним из немногих видов общественной деятельности, доступной женщинам, была благотворительность. Стремясь помогать системно, они вскрывали одну социальную проблему за другой — и предлагали решения, опередившие время. Исследовательница и ведущая подкаста «Невидимый город» студии «Либо/Либо» о главных героинях истории России XIX века Мария Братищева рассказывает, как идеи, родившиеся в светском салоне, превратились в масштабный социальный эксперимент.
Маша Братищева — автор и ведущая подкаста «Невидимый город» студии «Либо/Либо» о главных героинях истории России XIX века
Жить «жизнью общественной»
В 1859 году, за два года до отмены крепостного права, Александр II провел еще одну, гораздо менее громкую, но сопоставимую по своим последствиям реформу: он разрешил гражданам устраивать благотворительные общества. Это было серьезным решением, потому что его отец, Николай I, настолько боялся любых гражданских объединений, что со времени французской революции запрещал любые ассоциации, взаимоблаготворительные общества и союзы.
Ценность этой реформы можно увидеть только в длинной исторической перспективе, потому что именно разрешение заниматься благотворительностью открыло дорогу женщинам в публичную сферу, которая во времена Николая I оставалась исключительно мужской. В 1850 году было невозможно себе представить женщину, которая работает издательницей, переводчицей, ученой или организаторкой благотворительного общества. Все это стало возможным только после того, как целое поколение женщин, которое было достаточно привилегированным, чтобы не работать, посвятило свои жизни тому, чтобы облегчить труд других женщин, которые этих привилегий были лишены. Под вывеской благотворительности в России открывали швейные мастерские, устраивали переводческие артели и добивались прав на получение высшего образования.
Например, Общество дешевых квартир, которое было организовано в 1859 году в салоне Марии Трубниковой: там собирались просвещенные дворянки, которым казалась недостаточной случайная помощь женщинам, приезжающим в Петербург на заработки. Сами основательницы Общества не нуждались в дополнительном заработке: они все были дочерьми состоятельных семей, но ими руководила идея дать женщине возможность работать в тех же профессиях, что и мужчины.
Вот как Мария Вернадская, имевшая редкую возможность работать редакторкой в журнале «Экономический указатель», формулировала этот запрос в своей статье «Назначение женщины»: