Как Поднебесной удалось стать центром мирового автопрома?

Robb ReportАвто

Восхождение дракона

Без малого 15 лет китайский рынок остаётся крупнейшим в мире, в последние годы компании из КНР начинают активную зарубежную экспансию. Как Поднебесной удалось стать центром мирового автопрома?

Текст Антон Ширяев

Электрический гиперкар Nio EP9 стал в 2016 году символом новой эпохи в автопроме Китая. Цена — £2,5 млн, мощность — 1360 л. с., максимальная скорость — 313 км/ч, разгон до 100 км/ч — 2,7 с. И всё это при запасе хода в 427 км на одной зарядке.

Дружба навеки

Основа промышленного потенциала КНР была заложена в 1950-е годы при непосредственном участии советской стороны, и автопром не был исключением. Официальным днём рождения автомобильной промышленности Китая считается 15 июня 1953 года, когда в городе Чанчунь заработал «Первый автозавод». Строить его помогали специалисты Завода имени Сталина, который впоследствии переименовали в ЗИЛ, а первым автомобилем стал Jiefang CA-140 (Цзефан, «освобождение») — копия советского грузовика ЗИС-150. И если от московского предприятия остались одни воспоминания, то китайское превратилось в гигантский концерн FAW — First Automotive Works. Прекрасно себя чувствуют и другие пионеры автопрома: Nanjing Automobile, который начинал с производства советских ГАЗ-51, автозаводы в Шанхае (SAIC) и Пекине (BAIC).

Никита Хрущёв и Мао Цзэдун делают вид, что СССР и КНР по-прежнему союзники, но отношения уже начали охлаждаться, так что на открытках 1959 года советский и китайский народы в последний раз клялись друг другу в вечной дружбе.

Вечная дружба закончилась в 1959 году после перепалки Никиты Хрущёва с министром иностранных дел Китая Чэнем И. Буквально за год страны разорвали сотрудничество во всех сферах, и дальше свой автопром Китай развивал сам.

Поделки и подделки

Разрыв с СССР привёл к провалу политики «большого скачка», провозглашённой Мао Цзэдуном в 1958 году. Китаю так и не удалось создать сколько-нибудь массового производства легковых автомобилей. Заднемоторный «Чинканчан», вероятно, созданный на агрегатах VW Beetle в 1958 году, серийным не стал, в отличие от Dongfeng CA71. «Восточный ветер», как переводится название автомобиля, представлял собой гибрид шасси от Mercedes-Benz W120 и кузова от Simca Vedette. Как и остальные ранние легковые машины КНР, Dongfeng во многом был плодом ручного труда, поэтому о крупносерийном производстве речи не шло. А попыток было много, причём все с яркими названиями: «Победа над Британией», «Оседлавший ветер», «Богатая жатва», «Скачок вперёд», «Мир» и «Прогресс».

С 2019 года официальным автомобилем генсека КПК был Hongqi L9 — бронированный лимузин, выполненный в стиле модели CA770 1963 года. Он дебютировал на параде в честь 70-летия КНР.

Красное знамя

Но один автомобиль в эпоху «большого скачка» всё же освоить смогли — речь о роскошном лимузине «Хунци», или, как его называют в англоязычном мире, Hongqi. Производство представительских лимузинов не требует больших серий, а ручная сборка позволяла свести к минимуму брак, так что Hongqi было не стыдно показать на различных выставках. Поговаривают, что это исполинское произведение FAW было создано по личному приказу Мао, который не хотел ездить ни на западных, ни на советских машинах. Но если советские представительские автомобили начиная с 1950-х годов были полностью оригинальной разработкой, то китайцы просто творчески переработали внешность и агрегаты Chrysler Imperial середины 1950-х годов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении