Молоко выходит из берегов
Запасы молочной продукции давят на цены и снижают рентабельность бизнеса
Потребление молочки в прошлом году в России сокращалось: возросшие цены при сокращении доходов населения заставляли покупателей менять свой рацион. Снижение спроса привело к росту нереализованных остатков, объем которых к концу года вырос на 38 %. В этом году платежеспособность населения понемногу восстанавливается, а значит, есть надежды и на увеличение потребления молочной продукции. Компании же в основном настроены наращивать объемы производства.
Согласно информации Национального союза производителей молока (Союзмолоко), запасы ключевых категорий молочной продукции на складах компаний к концу 2022 года выросли на 38 %, до 1,4 млн т (в пересчете на сырое молоко) по сравнению с показателем за 2021-й (1 млн т). Давление на рынок оказывают скопившиеся запасы сливочного масла, сухого молока, сыров и сухой сыворотки.
Увеличение запасов станет риском для отрасли в 2023 году, опасается гендиректор союза Артем Белов. По его словам, снижение импорта на уровне около 8 % (6,4 млн т в молочном эквиваленте (МЭ) на сумму $3,5 млрд) не компенсировало объемов прироста товарного молока. «Его производство по итогам 2022-го увеличилось на 3,8 % — до 24,7 млн т, но мы должны продолжать наращивать валовой надой для достижения целевого показателя Доктрины продовольственной безопасности по уровню самообеспеченности молоком и молочной продукцией, нельзя допускать снижения инвестиционной привлекательности сектора, — считает Белов. — Необходимо поддержать активность инвесторов, но крайне важно вместе с этим обеспечить поддержку платежеспособному спросу, поскольку именно конечный потребитель является основным драйвером развития отрасли».
Остатки есть, но не у всех
Запасы молочной продукции на складах молокоперерабатывающих предприятий к концу 2022 года существенно выросли по молокоемким категориям, подтверждает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова Так, запасы сухого обезжиренного молока увеличились в 2,8 раза (до 20,3 тыс. т), сухого цельного молока — на 16 % (до 7,4 тыс. т), сухой сыворотки — в 2,9 раза (до 19,2 тыс. т), сливочного масла — на 49 % (до 27 тыс. т).
Также, по ее словам, прибавил объем нереализованных остатков наиболее доступных категорий: питьевого молока — на 27 % (до 46,4 тыс. т), сырных продуктов — на 32 % (до 22,1 тыс. т), а также продукции с тенденцией на снижение потребления — сыров — на 19 % (до 51,0 тыс. т), сметаны — на 5 % (до 3,3 тыс. т). Рост запасов стал прямым следствием увеличения производства молокоемких категорий продукции при слабом внутреннем спросе и ограниченных экспортных возможностях, объясняет Петрова. При этом до минимальных уровней снизились остатки творога (на 9 %, до 5,6 тыс. т) и йогуртов (на 25 %, до 6,7 тыс. т).
Запасы молочной продукции и сыров в агрохолдинге «Степь» находятся на уровне, требуемом для поддержания непрерывного коммерческого процесса и снабжения покупателей качественной продукцией в необходимом объеме, утверждает гендиректор компании Андрей Недужко. Директор по продажам «ЭкоНива-Продукты Питания» (входит в ГК «ЭкоНива») Денис Ишмаев тоже говорит, что все производственные площадки компании работают в штатном режиме, молочная продукция производится в количестве, соответствующем планам продаж. Запасы формируются в объемах, необходимых для обеспечения бесперебойных поставок молочных товаров на полки магазинов.
А вот у «Деревенского молочного завода» (Кемеровская область) нереализованные остатки сухого молока и сливочного масла на складах увеличились. По оценке директора предприятия Александра Сухинина, в деньгах объем запасов сейчас доходит до 150 млн руб., что является большим показателем для компании.
Цены не дают продыху
Средняя цена на сырое молоко в январе 2023 года составила 37,3 руб./кг (без НДС, 3,7 % жирности, 3,2 % белок), что на 13,2 % и 0,1 % выше уровней января и декабря 2022-го соответственно, информирует Союзмолоко. Однако в начале марта в рамках переговорных кампаний переработчики стали анонсировать снижение закупочной стоимости в среднем на 1,5–2 руб./кг на фоне стагнации спроса и высокого уровня запасов. «Конечно, это формирует определенные экономические риски для производителей сырого молока и, как следствие, для перерабатывающих предприятий, поэтому сейчас крайне важно поддержать внутриотраслевой баланс, координировать поставки готовой продукции из-за рубежа и стимулировать рост внутреннего потребления», — обращает внимание представитель Союза.
В 2022 году розничные цены на молочную продукцию в среднем выросли на 18,7 %, акцентирует внимание Белов. При этом меньше всего подорожали наиболее востребованные категории продукции — питьевое молоко, сметана, творог, сухие молочные смеси для детского питания. В среднем по итогам прошлого года уровень цен на сырое молоко на 20 % превышал значение 2021-го (35,5 руб./кг), что стало отложенным следствием двухлетнего сопоставимого роста себестоимости, поясняет он.
По данным Союзмолока, в розничном сегменте в январе — феврале 2023 года повышение цен продолжилось на многие виды молочной продукции, при этом средний прирост в данной категории (+0,3 % за два месяца) оказался ниже общего темпа агфляции (+2,3 % к декабрю). В сравнении с уровнем февраля 2022-го молочная продукция подорожала на 11,7 % (в целом продовольствие — на 9,6 %). Таким образом, рост себестоимости в секторе по большому счету был отыгран, и Союз не прогнозирует, что в этом году категория будет превышать по этому параметру общую продовольственную инфляцию.
В первой половине марта фиксировалось снижение цен на сырое молоко, причем в разных регионах ситуация существенно отличается: от нескольких процентов до десятков, указывает Петрова. «В целом можно сказать, что рынок начал трансформироваться под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов», — отмечает она.