Как кроссовки Nike Cortez рассорили американцев с японцами и покорили гангстеров
В десятом выпуске цикла материалов о классических моделях кроссовок вместе с командой паблика Please рассказываем о тех самых «кортезах» — паре, которая помогла Форресту Гампу пересечь страну пешком, а полиции США — банды преступников.
Помните времена, когда Nike еще не стал Nike? Если не знать точную дату, кажется, что речь о совсем доисторических временах. На самом деле перерождение Blue Ribbon Sports, предшественницы Nike, по меркам нашей рубрики произошло не так давно — в 1971 году. Cortez — первая модель бренда, выпущенная с именем богини Ники на стельке. Она обросла несколькими слоями контекста — и не только положительными. Недавно силуэт вспоминали интернет-пользователи в связи с судебным иском Nike к стритвир-бренду A Bathing Ape. Спустя почти 20 лет Nike оспорили право BAPE производить Bape Sta, побратима Air Force 1. Сегодня разберемся, какие смыслы дополняют официальную и респектабельную биографию модели.
Компания Blue Ribbon Sports образовалась в 1964 году благодаря сотрудничеству Билла Бауэрмана и Фила Найта. Билл преподавал легкую атлетику в команде Ducks Университета Орегона. Успех следовал за ним по пятам: подопечные Бауэрмана постоянно занимали призовые места на соревнованиях. Среди них были мировые рекордсмены, олимпийские чемпионы и… Фил Найт. Если новые титулованные спортсмены появляются ежегодно, то фигуры масштаба Найта — хотя бы раз в два года (расчеты мы не проводили — главное, что существенно реже).
В университетские годы Найт практиковал бег на средние дистанции, и Бауэрман выступал его наставником. Воспитанник Орегонского университета первым делом после получения диплома отправился на службу в доблестную армию США, а после — получать MBA в Стэнфорде. С успехом завершив эти начинания, Фил наметил «шопинг-тур» в Японию. Молодой бизнесмен писал выпускную работу о японской беговой обуви, утверждая, что она способна потеснить лидера той эпохи adidas. Он пытался выйти на контакт с производителями по почте, но безуспешно. Следуя логике «если гора не идет к Магомету», Найт поехал лично убедиться в перспективности японских кроссовок.
В поднявшейся из послевоенной разрухи стране заново формировался относительно развитый сектор спортивной экипировки. C 1906 года был известен магазин Mizuno братьев Мизуно, а с 1934 года предприятие обзавелось собственной фабрикой. Одним из японских флагманов был бренд Onitsuka Tiger, основанный в 1949 году и ставший «скелетом» ASICS. Он-то и приглянулся Найту. Американский коммерсант презентовал дипломную работу руководству компании и получил одобрение. Для этого пришлось прибегнуть к тому, что обыватели сочтут обманом, а предприниматели — смекалкой.
На вопрос менеджера по экспорту Onitsuka Tiger Кена Миязаки, какую компанию он представляет, американский визави сымпровизировал: Blue Ribbon Sports. На календаре 1962-й, и до официального «дня рождения» фирмы остается полтора года. Однако это не мешает Найту «продать» себя японцам, которые спят и видят, как покорить титанический рынок Штатов. После победоносной командировки Найт принялся ждать образцы, которые доедут до его дома (офис у Blue Ribbon появится нескоро) в 1964-м. После демонстрации кроссовок Бауэрману договор перенесли на бумагу и скрепили взносами в уставной капитал — по $500. Первый заказ на 300 пар Limber Up отправился в Японию, а Blue Ribbon Sports оформились как дистрибьютор Onitsuka Tiger в США.
Бауэрман был человеком увлеченным, отдавался делу без остатка и огромное внимание уделял технической части. От разработки спортивной теории до создания опытных образцов обуви — все это он выполнял для своего университета, национальной сборной и новой фирмы. Технические изыскания он тестировал на студентах, причем не всегда предупреждал их об этом. В книге «Продавец обуви» Найт писал, что Бауэрман залезал в шкафы к подопечным, распарывал их кроссовки, пересобирал и возвращал. Результат был непредсказуемым — от полной невозможности пользоваться обувью до реального улучшения результатов. Экономическая составляющая Билла интересовала мало, и 1% от своей половины в Blue Ribbon он передал компаньону, который занимался распространением и продвижением. Таким образом, контрольный пакет, 51%, остался за Найтом.
В 1966 году Бауэрман проводил опыты с любопытным исходом: нагревая кроссовки Onitsuka Tiger, он заметил, что у Spring Up подметка теряла форму при умеренно высоких температурах. Промежуточная подошва сохраняла форму и упругость. Аналогичный тест с моделью Limber Up показал прямо противоположный результат: промежуточная подошва расплавилась, а внешняя осталась в полном порядке. Билл предложил совместить крепкие части, и спустя год японцы прислали им прототип модели TG-24.