Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

РБКБизнес

Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

Текст Павел Карасев

Объем мирового рынка видеоигр в 2017 году перевалил за $100 млрд, подсчитали аналитики исследовательской компании SuperData. Немалая часть этой суммы пришлась на микротранзакции — платежи внутри игр за дополнительные функции. Такой способ монетизации существует давно, в основном он используется в мобильных и бесплатных для установки играх. Однако в последние месяцы разработчики стали активно внедрять микротранзакции и в платных играх. Это спровоцировало серию конфликтов между студиями и геймерами, недовольными системой двойной оплаты: пользователям фактически приходится раскошеливаться и во время покупки игры, и за право доступа к ее «полноценной» версии со всеми артефактами.

Однако компании не собираются отказываться от доходной стратегии: по оценке SuperData, в 2017 году на микротранз акции геймеры потратили $22 млрд (для сравнения, доходы от продаж игр на ПК и консолях составили всего $8 млрд), а через пять лет сумма вырастет до $25 млрд. Голос протеста тем не менее все громче: последние скандалы были спровоцированы «лутбоксами» — внутриигровыми ящикамисундуками, из которых случайным образом выпадают артефакты, порой всерьез влияющие на дальнейшее прохождение игры. Причем затеянная студиями лотерея докатилась и до игр-блокбастеров, ценник на которые начинается от 2 тыс. руб. Недовольных геймеров поддержали регуляторы нескольких стран (например, Бельгии), пригрозившие приравнять разработчиков к операторам азартных игр. Журнал РБК изучил самые громкие кейсы.

Middle Earth: Shadow of War

Одной из первых поощрять геймеров «лутбоксами» за их собственные деньги решила американская Monolith, разработчик серии игр по вселенной «Властелина колец». В очередной игровой саге Middle Earth: Shadow of War, изданной мейджором Warner, студия предложила игрокам покупать ящики с редкими артефактами. В случае Shadow of War в «лутбоксах» чаще всего оказывались орки — главный элемент игровой механики проекта. Пополнять орками армию можно было и просто проводя время в игре, но это занимало на порядок больше времени. Причем купленных орков — и потраченные деньги — геймеры рисковали потерять в налетах других игроков. Любители Shadow of War вскоре начали организованно выражать недовольство на имиджбордах и форумах, а главной площадкой бунта стал Reddit. Несмотря на протесты пользователей, Monolith никак не отреагировала на претензии в свой адрес. Скандал с Shadow of War сошел на нет без последствий для студии, но подготовил почву для следующих, еще более резонансных «лутбокс»-скандалов.

Middle Earth: Shadow of War. Разработчик: Monolith Productions. Дата выхода: 10 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Steam

Star Wars Battlefront II

В преддверии выхода восьмого эпизода «Звездных войн» студия Electronic Arts (EA), по лицензии Disney дополняющая киносагу игровыми блокбастерами, выпустила многопользовательский шутер Battlefront 2. Компания еще за полгода до релиза представила новую систему транзакций внутри игры: пользователям предлагалось покупать виртуальные «кредиты», которые можно было потратить на так называемые звездные карты. Карты, в свою очередь, «прокачивали» функции персонажей через открытие «лутбоксов». За месяц до релиза EA запустила открытый бета-тест. Участники эксперимента тут же отметили порочность экономики игры: модель со star cards предполагает, что не умения игрока определяют успех, а толщина кошелька. В общем доступе за внушительную сумму EA планировала продавать лишь часть контента, возмутились геймеры. Компания в ответ заверила, что внесет изменения, но коррективы оказались косметическими и не повлияли на суть монетизации.

Star Wars Battlefront II. Разработчик: EA DICE. Дата выхода: 17 ноября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Origin

За несколько дней до релиза Battlefront 2 один из фанатов «Звездных войн» опубликовал пост на Reddit, в котором возмутился отсутствием доступа ко всему контенту игры. Согласно подсчетам Forbes, добыча всех предметов, персонажей и других апгрейдов внутри шутера стоит более $2 тыс., или 4 тыс. часов прохождения дополнительных миссий. Когда пост набрал популярность, в ветку пришел представитель EA. Вместо признания ошибок он подчеркнул, что компания обеспечила игроков «чувством гордости за достижения». Комментарий получился историческим — он набрал больше всего «минусов» (downvotes) в истории Reddit. Число негативных реакций приблизилось к 700 тыс. В день релиза EA, столкнувшаяся со шквалом критики в соцсетях и СМИ, временно отключила систему транзакций.

Первые дни продаж сопровождались протестами фанатов и критикой экспертов. В одной только Британии продажи игры на физических носителях за неделю оказались на 61% ниже, чем аналогичный показатель первой части шутера. Пользовательский рейтинг на Metacritic оказался ниже одного балла из 100 при почти 3 тыс. оценок. Завершила ноябрь EA на минорной ноте: акции потеряли в стоимости почти 10%, капитализация упала почти на $3 млрд. В конце января CFO компании Блейк Йоргенсен констатировал, что продажи игры по итогам квартала составили 9 млн копий — на 1 млн копий ниже прогноза.

Destiny 2

Гнев геймеров не обошел стороной и вторую часть шутера Destiny. Все началось с выхода дополнения, которое закрыло доступ к части контента игрокам, не купившим его. Американская студия предлагала альтернативу оплате — участие в специальных внутриигровых миссиях, но геймеры сочли, что мотивации получать артефакты, когда все их можно купить, нет. В конце декабря официальный форум игры был завален предложениями закрыть внутриигровой магазин. По мнению пользователей, его работа противоречила высокой стоимости игры: за основную версию и два дополнения разработчик просит более 3 тыс. руб., или $90, а вместе с внутренними покупками выходит и того больше. В отличие от EA, Bungie пошла на контакт с пользователями: разработчик гарантировал, что микротранзакции никогда не распространятся на артефакты, влияющие на прохождение основного сценария игры.

Destiny 2. Разработчик: Bungie. Дата выхода: для консоли — 6 сентября, для ПК — 24 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Battle.net

Фото: DR

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Переехали! Переехали!

Как российские специалисты работают в NASA

РБК
Дорогие россияне! Дорогие россияне!

Мы отправили Ксению Собчак на встречу с избирателями — на хлебозавод

Tatler
Везение в особо крупных размерах Везение в особо крупных размерах

Четыре истории о том, как обыкновенных людям несказанно повезло

Maxim
Мой дом – моя крепость Мой дом – моя крепость

Как выбрать самые надежные железные решетки для окон и не переплатить

Лиза
Чудные люди Чудные люди

Пять человек, чьи необычные хобби незаметно меняют жизни людей вокруг них

СНОБ
Сами с ушами Сами с ушами

Рассказываем вам о впечатлениях от Disneyland

Добрые советы
Время сиесты: почему хочется спать днем и что с этим делать? Время сиесты: почему хочется спать днем и что с этим делать?

Вздремнуть полчасика после обеда — неосуществимая мечта для большинства взрослых людей. Хотя специалисты хором утверждают: спать днем полезно. Это улучшает память и творческие способности.

Psychologies
Московский RER Московский RER

Как развивался предшественник столичного наземного метро

Forbes
Анна Алексеева: Забытый зажим, неправильный диагноз. 5 историй о врачебных ошибках Анна Алексеева: Забытый зажим, неправильный диагноз. 5 историй о врачебных ошибках

Истории об ошибочных действиях медиков, которые стоили пациентам здоровья

СНОБ
Высокие идеи Высокие идеи

Хранение «под потолком» по-прежнему актуально

Лиза
Общее дело Общее дело

Кубанское братство, тульский хаб и кемеровский кооператив

РБК
Катерина Мурашова: Опознать свои чувства Катерина Мурашова: Опознать свои чувства

Что отделяет эмоционального ребенка от ребенка с неврологическими проблемами?

СНОБ
Илья Федотов-Федоров Илья Федотов-Федоров

Художник Илья Федотов-Федоров знает ответы на многие странные вопросы

Esquire
Призрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки Призрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки

Что мешает Сочи развиваться по примеру лучших международных курортов?

Forbes
Окно в Азию Окно в Азию

67‑метровая московская квартира с азиатскими мотивами

AD
Это у вас гормональное Это у вас гормональное

Почему люди ведут себя по-человечески?

СНОБ
Илья Демуцкий Илья Демуцкий

Композитор, за которым скандалы ходят по пятам

Esquire
Бессеребренники Бессеребренники

Как идеи режиссера Кирилла Серебренникова живут и без него

Esquire
Хлоя Бенджамин:Бессмертники Хлоя Бенджамин:Бессмертники

Фрагмент романа Хлои Бенджамин «Бессмертники» в переводе Марины Извековой

СНОБ
Где рожать? Советы по выбору роддома и врача Где рожать? Советы по выбору роддома и врача

Пора задуматься, где пройдут роды и какой врач будет рядом с вами

9 месяцев
Культурный код Культурный код

Как треска спасла человечество, открыла Америку и стала в Москве дефицитом

Tatler
Почему они стреляют Почему они стреляют

История о том, что заставляет подростков мечтать об оружии в руках

СНОБ
Citroën C3 Aircross Citroën C3 Aircross

Оригинальный дизайн заметно выделяет «француза» на фоне конкурентов

Quattroruote
Почему американцы так любят оружие Почему американцы так любят оружие

Колумнист «Сноба» дает исчерпывающее объяснение любви американцев к оружию

СНОБ
Диана Крюгер: “Производство кино в Америке — очень большой и обезличенный процесс” Диана Крюгер: “Производство кино в Америке — очень большой и обезличенный процесс”

Диана Крюгер рассказала о том, каково это — впервые  сыграть на родном языке

Esquire
Как перекусывать, чтобы не набирать вес Как перекусывать, чтобы не набирать вес

В нашем сознании перекус часто ассоциируется с вредной привычкой, однозначно ведущей к появлению лишних килограммов. Между тем диетологи совершенно не против пары перекусов в течение дня. Важно лишь соблюдать несколько правил.

Psychologies
Стильная мира сего Стильная мира сего

Актриса Анна Чиповская примеряет образ сильной женщины

Glamour
Жесткое ретро Жесткое ретро

Настя Ивлеева – девушка, которая зарабатывает на жизнь своим чувством юмора

Maxim
Алексей Франдетти Алексей Франдетти

Театральный режиссер Алексей Франдетти – «баловень судьбы»

Esquire
Любовь и камень Любовь и камень

Скульптор Николай Никогосян отмечает столетие масштабной выставкой

Огонёк
Открыть в приложении