Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

РБКБизнес

Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

Текст Павел Карасев

Объем мирового рынка видеоигр в 2017 году перевалил за $100 млрд, подсчитали аналитики исследовательской компании SuperData. Немалая часть этой суммы пришлась на микротранзакции — платежи внутри игр за дополнительные функции. Такой способ монетизации существует давно, в основном он используется в мобильных и бесплатных для установки играх. Однако в последние месяцы разработчики стали активно внедрять микротранзакции и в платных играх. Это спровоцировало серию конфликтов между студиями и геймерами, недовольными системой двойной оплаты: пользователям фактически приходится раскошеливаться и во время покупки игры, и за право доступа к ее «полноценной» версии со всеми артефактами.

Однако компании не собираются отказываться от доходной стратегии: по оценке SuperData, в 2017 году на микротранз акции геймеры потратили $22 млрд (для сравнения, доходы от продаж игр на ПК и консолях составили всего $8 млрд), а через пять лет сумма вырастет до $25 млрд. Голос протеста тем не менее все громче: последние скандалы были спровоцированы «лутбоксами» — внутриигровыми ящикамисундуками, из которых случайным образом выпадают артефакты, порой всерьез влияющие на дальнейшее прохождение игры. Причем затеянная студиями лотерея докатилась и до игр-блокбастеров, ценник на которые начинается от 2 тыс. руб. Недовольных геймеров поддержали регуляторы нескольких стран (например, Бельгии), пригрозившие приравнять разработчиков к операторам азартных игр. Журнал РБК изучил самые громкие кейсы.

Middle Earth: Shadow of War

Одной из первых поощрять геймеров «лутбоксами» за их собственные деньги решила американская Monolith, разработчик серии игр по вселенной «Властелина колец». В очередной игровой саге Middle Earth: Shadow of War, изданной мейджором Warner, студия предложила игрокам покупать ящики с редкими артефактами. В случае Shadow of War в «лутбоксах» чаще всего оказывались орки — главный элемент игровой механики проекта. Пополнять орками армию можно было и просто проводя время в игре, но это занимало на порядок больше времени. Причем купленных орков — и потраченные деньги — геймеры рисковали потерять в налетах других игроков. Любители Shadow of War вскоре начали организованно выражать недовольство на имиджбордах и форумах, а главной площадкой бунта стал Reddit. Несмотря на протесты пользователей, Monolith никак не отреагировала на претензии в свой адрес. Скандал с Shadow of War сошел на нет без последствий для студии, но подготовил почву для следующих, еще более резонансных «лутбокс»-скандалов.

Middle Earth: Shadow of War. Разработчик: Monolith Productions. Дата выхода: 10 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Steam

Star Wars Battlefront II

В преддверии выхода восьмого эпизода «Звездных войн» студия Electronic Arts (EA), по лицензии Disney дополняющая киносагу игровыми блокбастерами, выпустила многопользовательский шутер Battlefront 2. Компания еще за полгода до релиза представила новую систему транзакций внутри игры: пользователям предлагалось покупать виртуальные «кредиты», которые можно было потратить на так называемые звездные карты. Карты, в свою очередь, «прокачивали» функции персонажей через открытие «лутбоксов». За месяц до релиза EA запустила открытый бета-тест. Участники эксперимента тут же отметили порочность экономики игры: модель со star cards предполагает, что не умения игрока определяют успех, а толщина кошелька. В общем доступе за внушительную сумму EA планировала продавать лишь часть контента, возмутились геймеры. Компания в ответ заверила, что внесет изменения, но коррективы оказались косметическими и не повлияли на суть монетизации.

Star Wars Battlefront II. Разработчик: EA DICE. Дата выхода: 17 ноября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Origin

За несколько дней до релиза Battlefront 2 один из фанатов «Звездных войн» опубликовал пост на Reddit, в котором возмутился отсутствием доступа ко всему контенту игры. Согласно подсчетам Forbes, добыча всех предметов, персонажей и других апгрейдов внутри шутера стоит более $2 тыс., или 4 тыс. часов прохождения дополнительных миссий. Когда пост набрал популярность, в ветку пришел представитель EA. Вместо признания ошибок он подчеркнул, что компания обеспечила игроков «чувством гордости за достижения». Комментарий получился историческим — он набрал больше всего «минусов» (downvotes) в истории Reddit. Число негативных реакций приблизилось к 700 тыс. В день релиза EA, столкнувшаяся со шквалом критики в соцсетях и СМИ, временно отключила систему транзакций.

Первые дни продаж сопровождались протестами фанатов и критикой экспертов. В одной только Британии продажи игры на физических носителях за неделю оказались на 61% ниже, чем аналогичный показатель первой части шутера. Пользовательский рейтинг на Metacritic оказался ниже одного балла из 100 при почти 3 тыс. оценок. Завершила ноябрь EA на минорной ноте: акции потеряли в стоимости почти 10%, капитализация упала почти на $3 млрд. В конце января CFO компании Блейк Йоргенсен констатировал, что продажи игры по итогам квартала составили 9 млн копий — на 1 млн копий ниже прогноза.

Destiny 2

Гнев геймеров не обошел стороной и вторую часть шутера Destiny. Все началось с выхода дополнения, которое закрыло доступ к части контента игрокам, не купившим его. Американская студия предлагала альтернативу оплате — участие в специальных внутриигровых миссиях, но геймеры сочли, что мотивации получать артефакты, когда все их можно купить, нет. В конце декабря официальный форум игры был завален предложениями закрыть внутриигровой магазин. По мнению пользователей, его работа противоречила высокой стоимости игры: за основную версию и два дополнения разработчик просит более 3 тыс. руб., или $90, а вместе с внутренними покупками выходит и того больше. В отличие от EA, Bungie пошла на контакт с пользователями: разработчик гарантировал, что микротранзакции никогда не распространятся на артефакты, влияющие на прохождение основного сценария игры.

Destiny 2. Разработчик: Bungie. Дата выхода: для консоли — 6 сентября, для ПК — 24 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Battle.net

Фото: DR

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Научите меня жить Научите меня жить

Мы расписали для тебя самый безукоризненный сценарий жизни!

Maxim
«Пятиэтажки нужно сносить». Испанский архитектор о жизни в Москве «Пятиэтажки нужно сносить». Испанский архитектор о жизни в Москве

Густаво Гонсалвес — о безопасности в Москве, «хрустальных» детях и о футболе

СНОБ
Неудержимая Неудержимая

Светлана Лебедева не любит мелочиться: если уж бороться, то сразу с пятерыми

Maxim
Жесткое ретро Жесткое ретро

Настя Ивлеева – девушка, которая зарабатывает на жизнь своим чувством юмора

Maxim
Взять высоту Взять высоту

7 горнолыжных курортов за границей с демократичными ценами

Лиза
50 самых стильных иностранцев в 2018 году 50 самых стильных иностранцев в 2018 году

Те, кто заработал себе место в списке самых стильных иностранцев

GQ
Алексей Миранчук Алексей Миранчук

Новая надежда российского футбола

Esquire
Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения» Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения»

Интервью с композитором Александром Маноцковым о том, что все в музыке — время

СНОБ
Стамбул: Европа и Азия Стамбул: Европа и Азия

Крупнейший город страны, успевший побывать столицей трех империй

АвтоМир
Изабель Юппер Изабель Юппер

Интервью с Изабель Юппер в ожидании апрельской премьеры фильма «Миссис Хайд»

Numéro
Общее дело Общее дело

Кубанское братство, тульский хаб и кемеровский кооператив

РБК
Дежурные по планете Дежурные по планете

Как энтузиасты из разных стран заботятся об окружающей среде

СНОБ
Я не подарок Я не подарок

Можно ли сделать так, чтобы любимый научился выбирать подарки?

Добрые советы
Перезагрузка: как правильно расслабить тело и восполнить ресурс Перезагрузка: как правильно расслабить тело и восполнить ресурс

Что может быть лучше полноценного отдыха и расслабления? Но часто ли мы себе это позволяем? В лучшем случае пару раз в год, и то далеко не все. И дело тут не в том, что на отдых нет времени. Современный человек испытывает страх перед расслаблением: сейчас расслаблюсь, а потом себя «не соберу». Откуда растет эта убежденность и оправданна ли она?

Psychologies
Вогнал в краску Вогнал в краску

Яркий интерьер дом на Кап-Ферра

AD
Американские герои Американские герои

Как и на чем зарабатывает российский офис The Walt Disney Company

РБК
Топ-10 разумных животных из игр Топ-10 разумных животных из игр

Братья наши меньшие

Игромания
Без границ Без границ

Прекрасная актриса Аглая Тарасова, которая стала известной благодаря сериалам

OK!
День матери. Джордж Сондерс День матери. Джордж Сондерс

Esquire перевел и впервые публикует рассказ «День матери» на русском языке

Esquire
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Как научиться понимать искусство и самого себя Как научиться понимать искусство и самого себя

Искусство — это образное отражение реальности, эдакое закодированное сообщение, которое нам нужно расшифровать. С ним мы сможем иначе смотреть на окружающий мир, стать эмоционально более зрелым человеком и расширить свой кругозор.

Psychologies
Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно) Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно)

Противостояние российских фигуристок в Пхенчхане было самым драматичным моментом

Esquire
Чаевые Чаевые

Арт-директор ресторана — что за фрукт и чем занят?

SNC
Голос Америки Голос Америки

Трейси Эллис Росс открыто говорит о сексуальности и дискриминации

Glamour
Анна Алексеева: Забытый зажим, неправильный диагноз. 5 историй о врачебных ошибках Анна Алексеева: Забытый зажим, неправильный диагноз. 5 историй о врачебных ошибках

Истории об ошибочных действиях медиков, которые стоили пациентам здоровья

СНОБ
«Говорили, что я ничтожество и слабак». Истории людей, которые занимаются самоповреждением «Говорили, что я ничтожество и слабак». Истории людей, которые занимаются самоповреждением

Истории людей, которые занимаются селф-хармом

СНОБ
Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами

Мужчина решил порадовать Лену сюрпризом, но что-то пошло не так

Cosmopolitan
«В следующий раз я ошибусь лучше» «В следующий раз я ошибусь лучше»

На какую Италию делает ставку Маттео Ренци

Огонёк
Тина Канделаки Тина Канделаки

Тина Канделаки — об эволюции медиа, книгах и будущем

Numéro
Степной Че Гевара Степной Че Гевара

Махновщина — крестьянская анархия — была конкурентом большевизму

Дилетант
Открыть в приложении