Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

РБКБизнес

Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

Текст Павел Карасев

Объем мирового рынка видеоигр в 2017 году перевалил за $100 млрд, подсчитали аналитики исследовательской компании SuperData. Немалая часть этой суммы пришлась на микротранзакции — платежи внутри игр за дополнительные функции. Такой способ монетизации существует давно, в основном он используется в мобильных и бесплатных для установки играх. Однако в последние месяцы разработчики стали активно внедрять микротранзакции и в платных играх. Это спровоцировало серию конфликтов между студиями и геймерами, недовольными системой двойной оплаты: пользователям фактически приходится раскошеливаться и во время покупки игры, и за право доступа к ее «полноценной» версии со всеми артефактами.

Однако компании не собираются отказываться от доходной стратегии: по оценке SuperData, в 2017 году на микротранз акции геймеры потратили $22 млрд (для сравнения, доходы от продаж игр на ПК и консолях составили всего $8 млрд), а через пять лет сумма вырастет до $25 млрд. Голос протеста тем не менее все громче: последние скандалы были спровоцированы «лутбоксами» — внутриигровыми ящикамисундуками, из которых случайным образом выпадают артефакты, порой всерьез влияющие на дальнейшее прохождение игры. Причем затеянная студиями лотерея докатилась и до игр-блокбастеров, ценник на которые начинается от 2 тыс. руб. Недовольных геймеров поддержали регуляторы нескольких стран (например, Бельгии), пригрозившие приравнять разработчиков к операторам азартных игр. Журнал РБК изучил самые громкие кейсы.

Middle Earth: Shadow of War

Одной из первых поощрять геймеров «лутбоксами» за их собственные деньги решила американская Monolith, разработчик серии игр по вселенной «Властелина колец». В очередной игровой саге Middle Earth: Shadow of War, изданной мейджором Warner, студия предложила игрокам покупать ящики с редкими артефактами. В случае Shadow of War в «лутбоксах» чаще всего оказывались орки — главный элемент игровой механики проекта. Пополнять орками армию можно было и просто проводя время в игре, но это занимало на порядок больше времени. Причем купленных орков — и потраченные деньги — геймеры рисковали потерять в налетах других игроков. Любители Shadow of War вскоре начали организованно выражать недовольство на имиджбордах и форумах, а главной площадкой бунта стал Reddit. Несмотря на протесты пользователей, Monolith никак не отреагировала на претензии в свой адрес. Скандал с Shadow of War сошел на нет без последствий для студии, но подготовил почву для следующих, еще более резонансных «лутбокс»-скандалов.

Middle Earth: Shadow of War. Разработчик: Monolith Productions. Дата выхода: 10 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Steam

Star Wars Battlefront II

В преддверии выхода восьмого эпизода «Звездных войн» студия Electronic Arts (EA), по лицензии Disney дополняющая киносагу игровыми блокбастерами, выпустила многопользовательский шутер Battlefront 2. Компания еще за полгода до релиза представила новую систему транзакций внутри игры: пользователям предлагалось покупать виртуальные «кредиты», которые можно было потратить на так называемые звездные карты. Карты, в свою очередь, «прокачивали» функции персонажей через открытие «лутбоксов». За месяц до релиза EA запустила открытый бета-тест. Участники эксперимента тут же отметили порочность экономики игры: модель со star cards предполагает, что не умения игрока определяют успех, а толщина кошелька. В общем доступе за внушительную сумму EA планировала продавать лишь часть контента, возмутились геймеры. Компания в ответ заверила, что внесет изменения, но коррективы оказались косметическими и не повлияли на суть монетизации.

Star Wars Battlefront II. Разработчик: EA DICE. Дата выхода: 17 ноября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Origin

За несколько дней до релиза Battlefront 2 один из фанатов «Звездных войн» опубликовал пост на Reddit, в котором возмутился отсутствием доступа ко всему контенту игры. Согласно подсчетам Forbes, добыча всех предметов, персонажей и других апгрейдов внутри шутера стоит более $2 тыс., или 4 тыс. часов прохождения дополнительных миссий. Когда пост набрал популярность, в ветку пришел представитель EA. Вместо признания ошибок он подчеркнул, что компания обеспечила игроков «чувством гордости за достижения». Комментарий получился историческим — он набрал больше всего «минусов» (downvotes) в истории Reddit. Число негативных реакций приблизилось к 700 тыс. В день релиза EA, столкнувшаяся со шквалом критики в соцсетях и СМИ, временно отключила систему транзакций.

Первые дни продаж сопровождались протестами фанатов и критикой экспертов. В одной только Британии продажи игры на физических носителях за неделю оказались на 61% ниже, чем аналогичный показатель первой части шутера. Пользовательский рейтинг на Metacritic оказался ниже одного балла из 100 при почти 3 тыс. оценок. Завершила ноябрь EA на минорной ноте: акции потеряли в стоимости почти 10%, капитализация упала почти на $3 млрд. В конце января CFO компании Блейк Йоргенсен констатировал, что продажи игры по итогам квартала составили 9 млн копий — на 1 млн копий ниже прогноза.

Destiny 2

Гнев геймеров не обошел стороной и вторую часть шутера Destiny. Все началось с выхода дополнения, которое закрыло доступ к части контента игрокам, не купившим его. Американская студия предлагала альтернативу оплате — участие в специальных внутриигровых миссиях, но геймеры сочли, что мотивации получать артефакты, когда все их можно купить, нет. В конце декабря официальный форум игры был завален предложениями закрыть внутриигровой магазин. По мнению пользователей, его работа противоречила высокой стоимости игры: за основную версию и два дополнения разработчик просит более 3 тыс. руб., или $90, а вместе с внутренними покупками выходит и того больше. В отличие от EA, Bungie пошла на контакт с пользователями: разработчик гарантировал, что микротранзакции никогда не распространятся на артефакты, влияющие на прохождение основного сценария игры.

Destiny 2. Разработчик: Bungie. Дата выхода: для консоли — 6 сентября, для ПК — 24 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Battle.net

Фото: DR

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!» «Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!»

Певицы арт-группы «SOPRANO Турецкого» легко могли бы покорять модные подиумы

Playboy
Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном

Интервью с Семеном Слепаковым о том, кто такой герой нашего времени

СНОБ
Рыцарь инквизиторского ордена Рыцарь инквизиторского ордена

Как Феликс Дзержинский с нуля создал политическую полицию

Дилетант
Александр Мурашев: Демоны Алекса Дубаса Александр Мурашев: Демоны Алекса Дубаса

Радиоведущий Алекс Дубас, о том, как деньги меняют людей

СНОБ
Землянам, до востребования Землянам, до востребования

Солнечную систему посетил объект, прилетевший к нам от другой звезды

Популярная механика
Mitsubishi Pajero Mitsubishi Pajero

Технически сложный автомобиль отнюдь недешев в содержании

АвтоМир
10 качеств, которые помогут в карьере 10 качеств, которые помогут в карьере

Эйчары теперь ищут кандидатов с другими качествами и навыками

Cosmopolitan
Гречка Гречка

История Насти Ивановой достойна того, чтобы быть снятой в сериале «Винил»

Esquire
Игра на выживание Игра на выживание

Запрещенный фильм «Смерть Сталина» появился в западных онлайн-кинотеатрах

СНОБ
Пошли по головам Пошли по головам

Скрабы и лосьоны, BB- и ночные кремы, маски и масла – уход за волосами все больше походит на ритуалы для лица. Что это – благо для наших голов или желание брендов побольше заработать?

Psychologies
Cвежая Крофт Cвежая Крофт

Обладательница «Оскара» Алисия Викандер — о роли Крофт, уроках балета и караоке

Glamour
Хлоя Бенджамин:Бессмертники Хлоя Бенджамин:Бессмертники

Фрагмент романа Хлои Бенджамин «Бессмертники» в переводе Марины Извековой

СНОБ
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Алексей Герман Мл. Алексей Герман Мл.

Как и для чего Алексей Герман-младший снял кино про Сергея Довлатова

Maxim
«Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми «Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми

Актеры и музыканты, которые работали в необычных местах

СНОБ
Оружие для любого американца — то же самое, что шляпа для ковбоя Оружие для любого американца — то же самое, что шляпа для ковбоя

Почему владение оружием остается неотъемлемым правом американцев

СНОБ
О да, еда! О да, еда!

Фоторедактор Ольга Исакова делится впечатлениями от гастропутешествия по Италии

Cosmopolitan
Полет Додо Полет Додо

10 лет бизнеса в России в истории одного умника

Русский репортер
«Небоевые потери». От чего умирают солдаты элитной российской дивизии «Небоевые потери». От чего умирают солдаты элитной российской дивизии

В прошлом году в Кантемировской дивизии погибли четыре военнослужащих

СНОБ
Как выбрать психолога? Как выбрать психолога?

Как понять, что перед тобой профессионал? Какое направление тебе подходит?

Cosmopolitan
Почему американцы так любят оружие Почему американцы так любят оружие

Колумнист «Сноба» дает исчерпывающее объяснение любви американцев к оружию

СНОБ
Найти за 60 минут Найти за 60 минут

Зачем сотрудницы крупных компаний в свободное время летают над темными лесами

Forbes
Союз нерушимый Союз нерушимый

Программист из Белоруссии создал совместное предприятие с «1С»

Forbes
Дом с ярким характером Дом с ярким характером

Интерьер квартиры на Старом Арбате, где уживаются самые разные стили

Домашний Очаг
Через тернии в отпуск Через тернии в отпуск

Александр Петров — о растущей популярности и своих новых ролях

Glamour
Без границ Без границ

Прекрасная актриса Аглая Тарасова, которая стала известной благодаря сериалам

OK!
«Говорили, что я ничтожество и слабак». Истории людей, которые занимаются самоповреждением «Говорили, что я ничтожество и слабак». Истории людей, которые занимаются самоповреждением

Истории людей, которые занимаются селф-хармом

СНОБ
Жесткое ретро Жесткое ретро

Настя Ивлеева – девушка, которая зарабатывает на жизнь своим чувством юмора

Maxim
Хайку: вот и все стихотворенье Хайку: вот и все стихотворенье

Древнее японское искусство и сегодня пользуется успехом

Psychologies
Идти ли к психологу? 6 поводов для сомнений Идти ли к психологу? 6 поводов для сомнений

Психотерапия сегодня перестала быть удивительной, это почти обычное дело

Psychologies
Открыть в приложении