Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»
Как меняются отношения между РФ и КНР, что необходимо для выхода на китайский рынок и чем заинтересовать местных потребителей? «РБК Тренды» побеседовали на эти темы с директором Института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Масловым
Знания, навыки и инвестиции: как меняются отношения между странами
РБК: Сегодня Китай стал главным партнером России, в результате чего отношения между странами трансформируются. Какие перемены вы замечаете?
А. М.: Я вижу начало более серьезного взаимодействия на уровне стран и значительное увеличение инвестиций. Рост торговли происходил уже давно, но, несмотря на него, еще два-три года назад отношения между Россией и Китаем были довольно простыми: мы продавали нефть и газ, взамен получали готовые технологии.
Что касается корпоративного уровня, то бизнес, который работает с Китаем, начал осознавать важность знаний и профессиональных навыков. Крупные компании стали серьезно анализировать рынок, изучать реальную ситуацию в китайском бизнесе, переучивать персонал и отправлять сотрудников набираться опыта в Китай. Появилось понимание, что эффективнее не просто торговать, а физически прийти на территорию партнера: открыть предприятие, подобрать кадры.
Больше компаний открывается в России. Сейчас у нас работает как минимум 9,5 тыс. организаций с китайским участием, чуть больше года назад их было 8 тыс. На российский рынок стали приходить большие китайские инвесторы, особенно в регионы. Раньше весь фокус был на Москве и Петербурге, а сейчас растет интерес к Бурятии, с которой Китай чувствует генетическую связь, Новосибирску, Красноярску, Южному федеральному округу.
На уровне людей тоже есть разворот: отношение россиян к Китаю меняется. Как показывают опросы, в том числе ВЦИОМа, около 70% граждан России рассматривают Китай как основного торгового партнера и большого друга. Еще пять лет назад Китай считали просто другом — не партнером. Я бы сказал, что отношение к стране стало более реалистичным.
РБК: Влияют ли санкции на готовность Китая работать с российскими компаниями? И есть ли какие-то другие внешние препятствия для сотрудничества между странами?
А. М.: Безусловно, санкции влияют на отношения между странами. С одной стороны, Китаю невыгодно торможение торговли с Россией, потому что от этого страдают и местные предприятия. Но с другой стороны, Пекин опасается вторичных санкций против своей банковской системы, поэтому любая сделка с Китаем сейчас обходится в среднем на 10% дороже стандартных расценок. Страна проявляет аккуратность: к примеру, не поставляет в Россию товары двойного назначения.
Но все же главное препятствие для развития отношений — это недоверие сторон друг к другу в ряде технологических вопросов. Притом что обе страны заинтересованы в трансфере технологий: Китай испытывает сложности из-за ухода американских компаний, а Россия — из-за патентов, которые остались на Западе. Однако ситуация меняется, страны медленно, но все же двигаются в сторону совместных технологических наработок.
РБК: Как сегодня строить отношения с Китаем?
А. М.: В первую очередь нужно общаться, и делать это на постоянной основе. Часто случается так: российская делегация приезжает в Китай, о чем-то договаривается, а потом на время пропадает. В Китае же привыкли к регулярной коммуникации, необязательно с помощью визитов — можно использовать социальные сети. Для любого серьезного шага понадобится год-полтора постоянного общения, так что терпение — главный навык.
Даже если в переговорах не удается достичь взаимовыгодных условий, общение должно быть дружелюбным и, конечно, профессиональным. Стремительный разворот на Восток привел к тому, что в России оказалось много желающих пообщаться с Китаем, но не у всех есть нужные навыки, а в Китае строго относятся к непрофессионализму. Нам не хватает квалифицированных кадров, и речь не только о бизнесе, но и об экспертах по региону. Ничего страшного в этом нет, это классическая проблема роста, и она решится со временем.