Гаджеты на колесах
Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации
Инновации в современном автомобилестроении связаны с развитием электронных систем: автомобили быстро превращаются в напичканные электроникой гаджеты на колесах. Какие из новейших опций в машинах действительно полезны, какие — нет, и сколько это добро стоит, разбирались «Деньги».
Автомобильные историки констатируют, что первые электронные решения отвергались автомобильной промышленностью из-за их дороговизны и неудобства использования. Например, в 1940-е годы на машины пытались устанавливать электронные системы зажигания на основе так называемых газонаполненных тиратронов — громоздких колб, в которых вырабатывалось электричество. Это решение не прижилось, так как вмещать в подкапотное пространство такие детали оказалось почти невозможно. В 1957 году американская Chrysler представила первую в мире систему управления впрыска топлива. Но и эта инициатива была отвергнута на конвейере из-за того, что ее стоимость превышала цену самого двигателя. Со временем электроника подешевела, стала компактнее, теперь ей подвластны все новые и новые функции автомобиля.
Безопасность, комфорт, развлечения
По подсчетам специалистов, в современном автомобиле насчитывается более четырех десятков электронных систем. Все их делят на три основные категории — по отношению к безопасности, комфорту и развлечениям. К первой категории, например, относится подушка безопасности. Себестоимость одной подушки сегодня составляет менее $100. Если же покупатель машины помимо фронтальных подушек захочет дополнительно укомплектовать автомобиль подушками боковыми, это может обойтись в 30 тыс. руб. и более (в зависимости от конкретного производителя).
Такие опции, как парктроник или камеры, обходятся производителю в несколько десятков долларов, поэтому они обычно являются частью базовой комплектации предлагаемых к продаже моделей. «Парктроники появились в автомобилях одними из первых,— вспоминает Андрей Севастьянов, руководитель профессиональной гоночной команды B-Tuning.— Потом к определяющим расстояние до препятствий парктроникам добавили камеры и проекцию движения автомобиля при парковке задним ходом. Это сильно облегчает управление автомобилем для большинства автовладельцев, особенно в городе». По мнению Андрея Севастьянова, из недорогих опций в автомобиле крайне полезны датчики дождя, которые могут опционально предлагаться всего за несколько тысяч рублей. «Автоматическое включение щеток стеклоочистителя также очень полезно и напрямую влияет на безопасность в момент появления большого количества воды или снега на лобовом стекле»,— отмечает специалист.
Еще к базовым электронным опциям безопасности сейчас относится система курсовой устойчивости (ESP), датчики контроля слепых зон, индикаторы давления в шинах, активный круиз-контроль с функцией полной остановки автомобиля перед неожиданно возникающим препятствием. Опции комфорта в свою очередь предлагаются в виде различных видов обогрева передних и задних сидений, климат-контроля, электропривода багажника, функции массажа и очистки воздуха в салоне.
Развлечениями в автомобиле можно обзавестись, выбрав большой дисплей на передней панели, установив дополнительные акустические системы, мониторы для пассажиров задних сидений, атмосферную подсветку салона, которая, например, может мигать в такт музыки. Сейчас производитель обычно разбивает все электронные опции по пакетам: ключевые электронные функции идут в базовые комплектации. За доплату в среднем от 50 тыс. до 100 тыс. руб. вам уже предложат среднюю комплектацию с более широким набором электронных функций, а доплатив дополнительно еще 50– 100 тыс. руб., получите топовые версии модели, где собраны самые продвинутые электронные решения.
Парковка без водителя
В последние годы в конкурентной борьбе за потребителя производители наращивают скорость оснащения машин все новыми электронными системами. В сфере безопасности электроника двигается в сторону автономного вождения, когда алгоритмы искусственного интеллекта принимают решения за водителя, анализируя данные об актуальной дорожной обстановке. Например, на последней автомобильной выставке во Франкфурте Mercedes-Benz представил свой усовершенствованный фирменный автопилот Drive Pilot, соответствующий третьему уровню автономности. В этом случае машина может двигаться по прямой в одной полосе, например на автобане, и водитель может совсем не следить за дорогой, занимаясь своими делами. Ожидается, что такого рода системы будут окончательно сертифицированы Федеральным управлением автомобильного транспорта Германии до конца текущего года, а их широкое применение начнется с 2025-го. Объявлена и стоимость такой системы — для автомобилей Mercedes-Benz она составит €5,9 тыс.
На автомобильной выставке в Пекине этого года автомобильная марка Robocar (совместное предприятие китайского автопроизводителя Geely и интернет-гиганта Baidu) представили машину, которая может осуществлять автоматическую парковку. Водитель может покинуть автомобиль где-нибудь, например, у входа в торговый центр, после чего автомобиль сам найдет свободное парковочное место, а при сигнале со смартфона вновь подъедет и услужливо заберет владельца в нужной точке. Ожидается, что скоро такими автомобильными функциями в Китае разрешат пользоваться на больших парковках. Заявленная цена подобных систем составляет порядка 70 тыс. юаней ($10 тыс.).