Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – силаКультура

«Художник обидеть может каждого!»

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Наш сегодняшний собеседник – известный режиссер Михаил Цитриняк. Начал он свой творческий путь еще в детстве, снявшись в дипломных картинах «Каток и скрипка» Андрея Тарковского и «Наполеон» Леонида Нечаева. После работы во МХАТе и театре имени М. Н. Ермоловой Михаил Цитриняк создал свой театр-студию под названием «Наш Театр». Ставил спектакли в Германии, преподавал в Театральном училище имени Б. В. Щукина, а также в Ирландии и Нидерландах, был креативным продюсером в кинокомпании «Мостелефильм» и телекомпании «Версия». Режиссировал любимый зрителями ностальгический телевизионный проект «Старая квартира», сериал «Не родись красивой».

Много лет выступает на эстраде в дуэте «Мастер Гриша» с Борисом Кинером. Является автором инсценировок, спектакли по которым идут в театрах России. Среди его недавних работ: «Онегин-блюз» по роману в стихах А. С. Пушкина (Театральное агентство «Арт-Партнер XXI», 2018), «Соломенная шляпка» по пьесе Э. Лабиша (Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, 2020), «Люби меня нежно» по пьесе М. Уилмота «Шалаш любви» (Театральный центр «Вишневый сад», 2022), «Скамейка» по пьесе А. И. Гельмана (Продюсерский центр «М-АРТ», 2023).

Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Люби меня нежно». Фото Яна Овчинникова

Ответы мастера на вопросы нашего журнала – острые, во многом полемичные, открывающие разные грани и тайны профессии режиссера.

«Знание – Сила»: Михаил Григорьевич, был период, когда утверждалось, что кинематограф «отодвинет» театр на второй план. Сначала – Великий немой, позже – звуковой «конкурент». Позже стали полагать, что телевидение затмит театральную сцену. Сейчас на данную роль энергично претендует интернет. А театр все равно живет! За счет чего? Наверное, потому что он способен предложить то, что не по силам другим видам искусства или развлечений?

Михаил Цитриняк: Театр предлагает прямое общение зрителя и творца. Все, что подготовлено драматургом, режиссером, передается через артиста непосредственно – «в упор». И зритель за это благодарен, он не знает, кто драматург, предполагает, что режиссер – это тот, кто мешает актерам играть, ведь обычно именно в таком, карикатурном виде представляется человек этой профессии: что-то орет, размахивает руками. А артисты – милые люди: ходят по сцене, играют роли, а режиссер им мешает. И за это зритель любит артистов, а остальных «соучастников» постановки просто не знает. Это, конечно, шуточно-утрированно.

Существует известная поговорка: художника обидеть может каждый. Я говорю: художник обидеть может каждого. Абсолютно! И в первую очередь это касается артистов. Они отличаются тренированной нервной системой, мощнейшей, запускаемой в ту или в иную сторону. Я считаю, что женщины более подготовлены к данной профессии, нежели мужчины. С ними можно быстрее добиваться успехов, они быстрее учатся и так далее. Просто ролей для них меньше, но сейчас ситуация меняется. Кто у нас залы собирает? Мария Аронова, Олеся Железняк, Людмила Артемьева, Мария Порошина и другие представительницы прекрасного пола. Они определяют лицо нынешнего театра, их любят все: мужчины, женщины и дети.

Мы все хотим чуда! Ждем его всю жизнь! И вот сидим мы в зрительном зале, и перед нами, на наших глазах оно происходит. Настоящее!.. Не кто-то что-то отснял, подчистил, подправил восемь раз… Нет, прямо здесь. Помните фокус, когда из шляпы достают кролика, и зал замирает от восхищения? Так и с актерами, мы любим их за то, что они предоставляют нам возможность пережить незабываемые эмоции. Великое (не побоюсь преувеличения) достижение нашей страны – театр переживания, напрямую связанный с нелегкой работой именно режиссера. Конечно, артиста надо готовить, тренировать, обучать. Но режиссер здесь – главная фигура. Ему необходимо уметь анализировать, выстроить эпизод и, соответственно, весь спектакль. Решение эпизода – это часть решения всего спектакля, он должен быть направлен на воплощение замысла, идеи! Нельзя просто ориентироваться на то, что вот здесь смешно, а там – не очень. Артист, когда выходит на сцену, слышит только смех, тишину ему услышать гораздо труднее. Тишину можно только почувствовать… Если кто-то в зале хихикнул, актер будет думать, как ему сделать так, чтобы в другой раз хохотали.

«ЗС»: А трагедия? Слезы же не слышны?

М. Ц.: Вот тогда актеру становится трудно, сложно сориентироваться. Вот, к примеру, ставишь трагикомедию, а артист все время тянет в сторону комедии. Говоришь ему: «Дружище, не надо здесь делать смешно. Иди без точек, через запятую, через запятую – к кульминации». Артист не хочет с тобой ссориться и поэтому кивает: «Да-да-да». И все равно на первом же «хи-хи» будет обязательно делать шаг в эту сторону. А мы должны стремиться к тому, чтобы вызвать потрясение в зрительном зале: каждое движение, каждая реплика должна работать на основную идею. Катарсис – неизбежный спутник трагедии, начиная с древнегреческого театра. Если спектакль не вызвал у вас смеха или слёз, значит это был плохой спектакль!

«ЗС»: Но насколько публика готова внимать трагедии, а не комедии?

М. Ц.: Я публику никогда не обвиняю, она такая, какой мы ее делаем. Живой пример: познакомился с шофером такси по имени Максим, подружился с этим симпатичным парнем. Помогали друг другу в бытовых проблемах: я хранил у себя его вещи, когда ему негде было их оставить. Максим с невестой, а позже с супругой посетили все мои спектакли, сейчас у них растет малыш. Однажды он пришел на «Медею» Ж. Ануя в Вахтанговский. Тема пьесы предельно проста: супружеская измена. Можно отреагировать так: «Ну что же, встретил новую любовь, я тоже найду себе другого и буду с ним счастлива». Это – «дизайнерский» ответ на предательство. Так я это называю. Но в пьесе героиня в гневе убивает своих детей и сама погибает – это искусство. Дизайн призван успокаивать, а искусство – будоражить. Для меня Медея – это и есть Искусство! Но в сегодняшнем мире побеждает Дизайн… Так вот, поначалу спектакль Максима не «зацепил». По моему совету он прочитал мифологическую первооснову истории, и после второго просмотра «Медея» его глубоко тронула. По окончании спектаклей я всегда старался ответить на интересующие Максима вопросы. Мы и сейчас дружим, его жена Марина – прекрасный менеджер, помогает мне по рекламе, в работе с соцсетями…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Овеществленная память Овеществленная память

Музей — такие разные и такие привычные

Знание – сила
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Какой стороной стелить фольгу — глянцевой или матовой? Вопрос, на который многие затрудняются ответить Какой стороной стелить фольгу — глянцевой или матовой? Вопрос, на который многие затрудняются ответить

Какой стороной фольги правильно оборачивать продукты — матовой или глянцевой?

ТехИнсайдер
Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом

Чем Иран навлек на себя гнев западной цивилизации?

Монокль
В авторском прочтении В авторском прочтении

Легкий, хрустальный интерьер в духе ар-деко

SALON-Interior
«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара 3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара

Какие этапы проходят все влюбленные и что за опасности их подстерегают?

Psychologies
Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
«Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями «Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями

Что скрывается за образом вампира, есть ли самобытность у российских монстров?

СНОБ
Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют» Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют»

Актриса Ирина Темичева раскрывает секрет долгих и счастливых отношений

Maxim
Где и зачем белых медведей сажают в тюрьму? Вам стоит узнать, как живут эти свирепые косолапые Где и зачем белых медведей сажают в тюрьму? Вам стоит узнать, как живут эти свирепые косолапые

Трудно представить, что медведи могут находиться в тюрьме, но они туда попадают

ТехИнсайдер
Сергей Бондарчук Сергей Бондарчук

Правила жизни режиссера Сергея Бондарчука

Правила жизни
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Несбыточная «четверка» Несбыточная «четверка»

Почему неадекватный таргет по инфляции является реальной проблемой

Монокль
Как понять, что вам нужно мыть голову чаще Как понять, что вам нужно мыть голову чаще

Как понять, что вы моете кожу головы недостаточно часто?

ТехИнсайдер
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Как ножницы могут парализовать работу одного из самых загруженных аэропортов: необычный инцидент из Японии Как ножницы могут парализовать работу одного из самых загруженных аэропортов: необычный инцидент из Японии

35 авиарейсов пришлось отменить, еще 201 — задержать... из-за ножниц

ТехИнсайдер
Будь здоров, малыш! Будь здоров, малыш!

Ошибки, которые совершают родители, когда лечат насморк, отит или ангину у детей

Лиза
Экономическое поле экспериментов Экономическое поле экспериментов

Как полевые испытания на людях помогают экономическому развитию

N+1
4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения 4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения

Почему мы не ценим свои успехи и как наконец научиться это делать?

Psychologies
Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок

Как изменилась ресторанная индустрия и почему звезды Мишлен больше неактуальны

СНОБ
Даниил Шульгин Даниил Шульгин

Даниил Шульгин — звезда дизайна с уклоном в трэш-эстетику и древесный художник

Собака.ru
Рацион оптимистки Рацион оптимистки

Для подъема духа и снижения веса специалисты рекомендуют диету оптимистки

Лиза
Фонотека Фонотека

Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизни
Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей

Нобелевская премия порой приносит с собой не только славу, но и крах карьеры

Psychologies
10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение 10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение

Какие бьюти-рекомендации выдержали испытание временем.

VOICE
Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить

Почему сегодня модные фильмы и сериалы не обходятся без артиста Павла Попова?

Караван историй
«Жарили рыбу, прибив к доске» «Жарили рыбу, прибив к доске»

Экспедиционные туры глазами повара, а точнее кока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Под охраной невидимых меток Под охраной невидимых меток

Как инновационный наномаркер поможет снизить количество подделок

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении