Итак, перед вами отцы-основатели некоторых жанров кино

Men Today18+

Первый кадр

У каждого жанра кино есть свой прародитель, познакомиться с которым стоит и для общего развития, и, например, для того, чтобы поражать друзей и подруг широтой своего кругозора. Итак, перед вами отцы-основатели.

Текст: Юрий Берсенев

У всего в кинематографе есть свое начало. Документальное кино началось с “Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота” братьев Люмьер. Комедии — с “Политого поливальщика” все тех же братьев. Вскоре появилась и кинофантастика в виде многочисленных короткометражек Жоржа Мельеса типа “Путешествия на Луну”. Мюзикл родился одновременно со звуковым кино в 1927 году, когда вышел “Певец джаза”. Но многие жанры, страшно популярные сейчас, родились гораздо позже, — и можно точно установить, какой фильм породил моду на зомби, а какой впервые описал разрушение Земли несущимся из космоса небесным телом. Мы составили список революционных фильмов, которые изменили лицо кинематографа.

Образы мрачного будущего

“Метрополис” (1927) / “Облик грядущего” (1936)

Эпический фильм Фрица Ланга был одним из самых дорогих проектов в истории немого кино. Действие его разворачивается в далеком будущем; элита живет в небоскребах, а смерды (то есть рабочий класс) — в подземельях. Там установлены машины, которые обеспечивают Метрополис энергией. Богачи ничего не хотят знать о том, что творится внизу, но один впечатлительный юноша, сын городского головы, рискует спуститься в “преисподнюю”. Он потрясен увиденным — и закручивается непростой сюжет.

В первую очередь, говоря о “Метрополисе”, вспоминают образ гигантского города будущего, вдохновленный панорамой Манхэттена. У Ланга все это превращается в картину, поражающую воображение до сих пор — с чем-то вроде Вавилонской башни в центре, с самолетами, летающими между колоссальными строениями. И “Бегущий по лезвию”, и “Пятый элемент”, и недооцененный “Темный город” Алекса Пройаса (1998), и фильмы про Бэтмена, и некоторые сцены из “Звездных войн” напрямую вдохновлены “Метрополисом”.

Но не менее сильно повлиял на кинематограф “Облик грядущего” по сценарию Герберта Уэллса — он практически в одиночку породил жанр постапокалиптического фильма (да-да, “Безумные Максы” и “Побег из Нью-Йорка” без него немыслимы). В середине 30-х Уэллс предсказал Вторую мировую войну — правда, она у него начинается в 1940 году и длится до 1960-х. К 1967-му человечество фактически возвращается в прошлое: техника разгромлена, люди живут как в XVIII веке, к тому же их косит смертельная болезнь — “бродячая лихорадка”. (Правда, к 2036 году ситуация наладится, и первые космонавты отправятся на Луну).

“Метрополису” и “Облику грядущего” одинаково не повезло: они дошли до нас в ощутимо урезанном виде. “Метрополис” несколько раз пытались восстановить, но только в XXI веке, благодаря копии, случайно найденной в буэнос-айресской фильмотеке, удалось воссоздать картину почти в первоначальном виде (самая полная из существующих ныне версий идет 148 минут, в то время как оригинальная шла 153 минуты). А “Облик грядущего”, который когда-то шел 130 минут, сейчас идет 96. Судя по всему, 34 минуты, живописующие ужасы будущего, пропали для зрителей навсегда.

Зомби

“Ночь живых мертвецов” (1968)

Слово “зомби” появилось в английском языке в 1819 году. Очень долго оно относилось только к гаитянским магическим практикам вуду (с помощью особых обрядов якобы можно было оживить труп и заставить его двигаться). В фильме ужасов “Белый зомби” (1932) герой Белы Лугоши при помощи специальной отравы превращал людей в своих рабов, в фильме “Я шла рядом с зомби” (1943) живым трупом оказывалась несчастная девушка, и действие этих картин не выходило за пределы карибского острова. Все раз и навсегда изменилось с появлением “Ночи живых мертвецов” Джорджа Ромеро: в этом черно-белом малобюджетном фильме заложены все мотивы, которые потом будут развиваться в десятках фильмов про зомби. Несколько человек оказываются заперты в небольшом доме, а по округе бродят живые мертвецы, чей укус несет смертельную заразу; они питаются плотью, а убить их можно лишь выстрелом в голову. Вроде бы виной всему взрыв космического корабля, вернувшегося с Венеры, и распространившаяся вследствие этого радиация.

Ромеро потом признавался, что вдохновлялся новеллой Ричарда Мэтисона “Я — легенда”, в которой большинство жителей планеты из-за какой-то болезни превратились в вампиров. Но он сильно отошел от концепции Мэтисона, и в итоге изобрел новый жанр с совершенно иными монстрами. Самое любопытное, что в фильме слово “зомби” не звучит — ходячие трупы называются “упыри” (ghouls): Ромеро не хотел ассоциаций со старыми фильмами про магию вуду. Но слово прилепилось мгновенно. Ромеро потом снял еще “Рассвет мертвецов” (1978), “День мертвецов” (1985), “Землю мертвецов” (2005), “Дневники мертвецов” (2007) и “Выживание мертвецов” (2009), и до самой смерти периодически давал интервью, в которых жаловался, что последователи извратили его идеи: ему, в частности, очень не нравились фильмы, в которых действуют быстрые, энергичные зомби (у него самого они двигались медленно).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слип-трип Слип-трип

Сколько нужно спать и чем сон может быть опасен

Men Today
Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник

Почему джин-тоник такой популярный, в каких пропорциях смешивать ингридиенты?

СНОБ
В правильной позиции В правильной позиции

Как схемы поведения сиблингов транслируются на интимные отношения пары?

Psychologies
Тень учителя Тень учителя

Василий Степанов о Мэгги Смит

Weekend
Смена мифа Смена мифа

Вокруг праздника победы сложилось не меньше мифов, чем вокруг самой войны

Дилетант
Дмитрий Суетенков: «Одна из причин неправильного прикуса – то, что люди всё реже используют зубы по назначению: всё меньше и меньше жуют» Дмитрий Суетенков: «Одна из причин неправильного прикуса – то, что люди всё реже используют зубы по назначению: всё меньше и меньше жуют»

Чем коварен неправильный прикус?

Здоровье
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
«Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями «Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями

Скоростные машины, которые опасно допускать до соревнований

ТехИнсайдер
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Домашняя палитра. Как правильно подобрать цвет стен для гармонии в интерьере Домашняя палитра. Как правильно подобрать цвет стен для гармонии в интерьере

Чтобы избежать ошибок, нужно учесть некоторые правила в подборе цвета интерьера

Лиза
Такой простой и трудный ЗОЖ Такой простой и трудный ЗОЖ

Точного определения того, что означает ЗОЖ, практически не существует

Здоровье
Опасный гипноз: как не попасть в руки к шарлатану Опасный гипноз: как не попасть в руки к шарлатану

Как выбрать мастера гипноза и кому доверить вторжение в собственную голову?

Psychologies
Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени» Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени»

«В музее не существует второстепенных профессий, каждый винтик важен»

Караван историй
Бренд или не бренд: при поиске работы треть соискателей не доверяют франшизам Бренд или не бренд: при поиске работы треть соискателей не доверяют франшизам

Почему соискатели не готовы рассматривать вакансии в компаниях-франчайзи?

Forbes
Шведские роботы против Балтийского флота Шведские роботы против Балтийского флота

Как маленькая нейтральная Швеция стала одним из пионеров ракетостроения

Обозрение армии и флота
Иконография детства Иконография детства

Таня Рауш: по ту сторону фотографии

Weekend
Техника Техника

Какой же гаджет объявить символом роскоши минувшего двадцатилетия?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков

Как распознать, что вы переписываетесь с нарциссом? Вот семь признаков

Psychologies
8 неожиданных фраз, которые разрушают вашего ребенка 8 неожиданных фраз, которые разрушают вашего ребенка

Почему некоторые даже самые привычные слова лучше не говорить детям

Psychologies
Дорого-богато Дорого-богато

Что сделать, чтобы гостиная смотрелась солиднее

Лиза
Наталия Селиверстова: «Олег Павлович Табаков всегда говорил, что нервы у артиста должны быть железные» Наталия Селиверстова: «Олег Павлович Табаков всегда говорил, что нервы у артиста должны быть железные»

Артисты драмы — люди действия. Так нас учили великие педагоги: решил — делай!

Коллекция. Караван историй
Как врач Вирджиния Апгар придумала шкалу для оценки состояния новорожденных Как врач Вирджиния Апгар придумала шкалу для оценки состояния новорожденных

Вирджиния Апгар изобрела собственный метод оценки состояния детей после рождения

Forbes
Трезвость особая Трезвость особая

«Москва — Петушки» как путь праведника

Weekend
Кто остановит испанского слизня Кто остановит испанского слизня

Какие методы борьбы существуют против инвазивного вредителя — испанского слизня

Наука
«Каждый кризис открывает нам новые возможности» «Каждый кризис открывает нам новые возможности»

Людмила Михайлова о плюсах вертикальной интеграции бизнеса и миссии «Черкизово»

Агроинвестор
Хорошо-то как! Хорошо-то как!

Как получать удовольствие от жизни всегда и просто так?

Добрые советы
Путешествия Путешествия

Уникальные локации, эталонный сервис и необычные предложения в отелях мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отпускная депрессия: что делать, если нет сил нормально работать после отдыха Отпускная депрессия: что делать, если нет сил нормально работать после отдыха

Что делать, если «сложно возвращаться на работу» превращается в «невыносимо»?

VOICE
Тёплая осень 1964-го Тёплая осень 1964-го

«Не прошу милости — вопрос решён» — так Никита Хрущёв завершил своё выступление

Дилетант
Культ удовольствия Культ удовольствия

Гедонизм — это хорошо или плохо?

Добрые советы
Открыть в приложении