Нефтяные качели
Что происходит с ценой на углеводороды
Прогнозирование цен на нефть — неблагодарное дело, сетовал год назад вице-премьер РФ Александр Новак. Последние месяцы мы видим наглядное тому подтверждение. Большую часть лета нефтяные котировки находились под давлением слабых данных по экономике США и Китая, ожиданий роста добычи в рамках сделки ОПЕК+ и спекуляций. В итоге цена Brent снизилась с $86 до $70 за баррель. Но ракетная атака Ирана по Израилю за неделю вернула котировки выше уровня $80 за баррель. В отсутствие дальнейшей эскалации ситуации цены вновь могут вернуться к уровню $70 за баррель, считают аналитики.
Осень началась для европейского рынка нефти с привычного снижения котировок. По данным Investing.com, 10 сентября цена североморской нефти Brent на спот-рынке впервые с декабря 2021 года опустилась ниже $70, до $68,52 за баррель. Это на 11% ниже значений конца августа и почти на 22% ниже локального максимума, установленного в начале июля.
В последующие дни нефть смогла отыграть часть утраченных позиций и даже достигла $75 за баррель. Правда, рост был неустойчивым, и к концу месяца они вновь вернулись к уровню $70. Для «медвежьего» тренда были фундаментальные причины — слабые показатели ведущих мировых экономик (США и Китая). Дополнительное давление на котировки, как отмечает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин, оказывала неуверенность рынка в дальнейших действиях ОПЕК+, «рутинизация» конфликта на Ближнем Востоке этим летом, спекулятивные операции крупных рыночных участников. «Давление продаж со стороны хедж-фондов было особенно сильным для WTI в августе, из-за чего значительное количество длинных позиций было закрыто, а объемы коротких позиций постепенно росли»,— отметил господин Потавин.
Ситуация кардинально изменилась в начале октября. Первого числа после неудачной попытки «медведей» вернуть цены ниже $70 за баррель «быки» перехватили инициативу, и по итогам дня котировки остановились на $74,35 за баррель. За пять дней активной игры на повышение цены выросли на 12%, и 7 октября поднялись выше $80 за баррель. Схожая картина наблюдалась на торгах российской нефтью Urals. В начале сентября ее цена опускалась до $64 за баррель — минимума с начала года, спустя немногим менее одного месяца цены вернулись выше $76, прибавив относительного локального минимума почти 19%.
Поводом для разворота цен стало обострение ситуации на Ближнем Востоке, после того как Иран нанес массированный ракетный удар по Израилю. Инвесторы начали закладывать в котировки сценарий ответного удара Израиля по нефтяным мощностям Ирана. Старший аналитик БКС «Мир инвестиций» Рональд Смит напоминает, что в настоящее время Иран экспортирует от 1,8 млн до 2 млн баррелей в сутки. Полная потеря данного объема выглядит маловероятной, к тому же она полностью может быть покрыта избыточными мощностями ОПЕК+, которые составляют более 5 млн баррелей в сутки. Но даже такой сценарий, как считает аналитик, может привести к росту цен до $90–100 за баррель, в зависимости от того, насколько быстро ОПЕК+ сможет увеличить поставки.
Еще один риск, который теперь вынуждены учитывать участники рынка, это возможное перекрытие Ираном мировых поставок нефти через Ормузский пролив. Этот шаг, как считает Рональд Смит, может вывести 5–7 млн баррелей в день с мировых рынков, что ОПЕК+ уже не сможет компенсировать. По его мнению, это маловероятный сценарий, но рынки не могут его исключать, а потому заметен рост спекулятивной активности инвесторов. «Скорость и амплитуда этого ценового движения говорят о том, что закрываются короткие позиции по нефти, которые ранее были популярны на рынке в последние три месяца. Помимо этого, под тему эскалации ситуации на Ближнем Востоке и возможной нехватки топлива массово открываются по нефти длинные позиции — прежде всего от конечных потребителей, которые хеджируют ценовые риски»,— отмечает Александр Потавин.