КАНТРИ Русская азбукаСтиль жизни
Времен связующая нить
О том, как в трудные времена вышивка помогает не терять присутствие духа, рассказывает жительница Переславля-Залесского Рузанна Гладкова. А мы снабдили ее историю инструкцией: с чего начать желающим освоить мастерство
Быть вышивальщицей – большое удовольствие. Даже если живешь далеко от больших хобби-супермаркетов и международных выставок, постепенно ты находишь небольшие магазинчики online или покупаешь все необходимое напрямую у производителей. Для посещения любимой выставки-ярмарки раз в год откладываешь деньги и устраиваешь себе путешествие-приключение. В общем, как-то выкручиваешься. Но мы, рукодельницы малых городов, часто лишены интеллектуального удовольствия, которое могут предложить музеи. До нас нечасто добираются музейные экспозиции со старинным рукоделием и коллекции старины.
Мне, жительнице города Переславля-Залесского, увлеченной вышивальщице, несказанно повезло: наш Переславль-Залесский Музей-заповедник регулярно балует прекрасными выставками. Помимо постоянных экспозиций, на которых можно увидеть старинные изделия из бисера или традиционные костюмы, к нам привозят и уникальные выставки. Об одной из таких, под названием «Нить судьбы», я и хочу вам рассказать.
Благодаря усердию Валентины Чижовой ее красивых работ становилось все больше: заказы поступали и от заключенных, и от медиков, от жен начальников лагерей
Эта выставка была посвящена Валентине Петровне Чижовой. Родилась она 9 марта 1899 года. Уже в юные годы был замечен ее талант в рисовании и вышивке гладью. Особенно удавались цветы и узоры на занавесках, скатертях и платьях. Десять лет замужества подарили ей двух сыновей, но в 1935 году она развелась с супругом и была вынуждена одна воспитывать двух детей в то беспокойное время: работала машинисткой в порту Новороссийска, давала частные уроки английского языка. В 1937 году по клеветническому доносу Валентина Петровна была арестована, дети Андрей и Алексей, остались с ее матерью Марией Александровной. Чижову обвинили в антисоветской агитации, и под угрозой расстрела она подписала все, что ей вменялось. Осуждена была на восемь лет лагерей. Несколько лет в дальневосточных лагерях она рубила лес, строила сталинский БАМ, таскала шпалы, укладывала рельсы. А в свободные часы продолжала вышивать… По ее словам, это был отдых для души. Мать ее, Мария Александровна, в каждой посылке старалась прислать нитки. Во время войны связь между членами семьи прервалась, и Валентина Петровна потеряла надежду когда-либо увидеть детей и мать. К тому же она заболела таежным энцефалитом и надолго оказалась в лагерном лазарете.
В лазарете она вышивала уже не только цветы и орнаменты, но и целые картины. После болезни ее не отправили на тяжелые работы, а оставили медсестрой в больнице, у нее появилось больше времени и сил для творчества. Вышивала она и на заказ: врачи и сестры, заключенные и вольнонаемные, жены начальников лагерей – всем хотелось иметь у себя ее вышитые работы. Известность «вышивалки», как звали Валентину Петровну в лагерях, помогла ей восстановить прерванные связи с семьей. Письма родных, адресованные «вышивалке», передавались из лагеря в лагерь. В этой «живой почте» принимали участие и заключенные, и жены начальников, и сами начальники, которые под давлением жен сообщали, куда в очередной раз направили Чижову. Настолько ценилась красота, сотворенная ее руками в тех адских условиях! Она дарила радость людям, не разделяя их, а объединяя своим искусным творчеством. Через восемь месяцев после того, как Валентина Петровна получила первое письмо от родных после долгих лет молчания, ее освободили из лагеря и отправили в ссылку. В лагерях она провела семь лет и еще одиннадцать лет в ссылке