Дмитрий Крутов: «Карьерный путь человека будет максимально релевантным его способностям»
Как изменится обучение в ближайшие 30 лет, какую роль будет играть в нем искусственный интеллект и какие сферы и профессии станут популярными, рассказывает гендиректор Skillbox Дмитрий Крутов

Виртуальная реальность как норма в образовании
РБК Каким будет онлайн-образование в ближайшие 30 лет? Какие технологии будут задействованы?
Д. К. Во-первых, произойдет увеличение количества программ строго утилитарного характера, которые будут гарантировать людям минимальный доход. В этой реальности внимание к высшему образованию будет уменьшаться.
Во-вторых, произойдет значительное снижение стоимости технологий, что позволит внедрять их на разных уровнях образования, в том числе и массовом школьном. Особенно это будет заметно в странах с развивающейся экономикой, где замена учителя на искусственный интеллект произойдет быстрее и интенсивнее, поскольку это намного дешевле для таких государств. Качественное образование будет становиться все более элитарным, и это один из главных вызовов современности.
В-третьих, технологии виртуальной реальности, которые еще недавно казались чем-то недостижимым, станут нормой в образовании. Уже сейчас эти инструменты используются и меняют образование, но в ближайшем будущем они станут массовым и доступным инструментом. Это поможет достигать большей эффективности обучения через погружение и вовлечение.
В-четвертых, конечно же, внедрение искусственного интеллекта полностью изменит понимание гибридных форматов обучения. Если раньше гибридный формат понимался как совмещение офлайна и онлайна, то теперь к этому прибавится взаимодействие человека с ИИ.
ИИ в обучении и вопросы этики
РБК Какую роль будет играть ИИ в обучении? Станет ли оно проще благодаря новым технологиям?
Д. К. Самые успешные образовательные программы будут зависеть от эффективной интеграции и использования искусственного интеллекта с точки зрения двух направлений. С одной стороны, это внедрение ИИ в платформы для создания адаптивных и персонализированных треков обучения. С другой стороны, это хорошие обучающие программы, которые будут готовить специалистов с высокой экспертизой в технологиях ИИ в конкретных сферах.
В развитии ИИ в сфере образования можно выделить четыре тенденции.
- Гибридная среда. Под этим я понимаю соприкосновение физического мира и технологий ИИ, когда границы между этими двумя реальностями полностью сотрутся.
- ИИ-экспертиза. Один из навыков будущего — высокий уровень владения ИИ-инструментами. Так, наука об использовании искусственного интеллекта станет ключевым элементом обучения.
- Единый датасет. В настоящее время одной из главных задач в сфере искусственного интеллекта является создание единого датасета (набора данных. — РБК). Это позволит человеку погружаться в единую среду и пользоваться различными инструментами в одном месте, что сделает обучение и работу более эффективными. Среда в таком случае будет более умной, а набор инструментов — шире.
- Этика. По мере расширения использования ИИ люди чаще будут сталкиваться с этическими дилеммами — в частности, в вопросах приватности, дезинформации и социальной политики. Уже сегодня компании массово увольняют работников, а создатель ChatGPT Сэм Олтмен призывает государства контролировать ИИ. Это говорит о наступлении нового этапа взаимодействия с технологиями. В скором времени людям будет необходима гуманитарная экспертиза, способная примирить коллективные опасения и невозвратное развитие технологий, чтобы общество с наименьшими потерями прошло этот этап.