Северяне в Эстонии
11 ноября 1918 года перемирием в Компьене закончилась Великая война. Обескровленная Европа стала оценивать итоги и считать потери.
Отчаянный призыв
Однако в России вооружённая борьба между противниками и защитниками коммунистической партии только разрасталась. «Россия завоёвана большевиками», — утверждал Владимир Ленин в 1918 году. Но со стороны части российского общества завоеватели, мечтавшие о социальной «земшарной» революции, встретили предсказуемый отпор. Поэтому с каждым месяцем удлинялись линии фронтов, боевые действия захватывали новые регионы и приобретали всё более ожесточённый характер.
Поражение Центральных держав немедленно отразилось на военно-политическом положении новых государственных образований и контрреволюционных сил, которые после заключения Брестского мира использовали германское военное присутствие в целях самоорганизации.
На Северо-Западе почти безнадёжно складывалась ситуация для чинов Псковского добровольческого корпуса, формировавшегося под командованием георгиевского кавалера, Генерального штаба генерал-майора Алексея Вандама. Под влиянием тревожных известий из Германии, где вспыхнула революция, в частях 5-й запасной немецкой дивизии началось разложение и они стали покидать оккупационную зону в Псковском районе. Немногочисленных и плохо вооружённых русских подразделений не хватало для того, чтобы удержать линию демаркации с РСФСР. Три четверти их военнослужащих не имели даже шинелей, половина — обуви. В связи с уходом немцев штаб корпуса выпустил «Обращение к русским людям». В частности, его патриотический текст гласил: «Сбросьте свою растерянность, своё уныние, вспомните, что вы граждане России, и идите сюда, в Псков. Здесь, под сенью Святой Троицы, положено начало создания Северной армии, которая должна не только защищать Псковскую область, но и водворить в России правовой порядок и законность, обеспечить право всех на жизнь и спокойный труд Существование этой армии обеспечено оружием, хлебом, деньгами и военным довольствием. На наш призыв уже откликнулись те, которым дорога Россия. Идите сюда и доведите армию до грозной силы».
Однако отчаянный призыв не встретил широкого отклика. В массе своей обыватели участвовать в смуте не хотели. Приток добровольцев закончился, а разногласия в верхах по вопросу о целесообразности мобилизации военнообязанных мужчин привели к смене командования. 16–17 ноября Вандам и его начальник штаба, георгиевский кавалер генерал-генштабист Борис Малявин оставили занимаемые должности. Во временное командование вступил георгиевский кавалер, гвардии полковник Генрих Неф (стрелок Императорской фамилии), а исполняющим должность начальника штаба стал гвардии ротмистр Владимир фон Розенберг (кирасир Ея Величества), бывший одним из инициаторов создания Псковского корпуса в предыдущие месяцы. Но провести запоздавшую мобилизацию белые не успели из-за быстрого наступления противника, стремившегося подавить очаг контрреволюции на Северо-Западе.
Горсть офицеров и солдат
Вечером 25 ноября северяне вслед за немцами оставили Псков и отступили к Изборску. При этом чины сводного отряда под командованием Генерального штаба подполковника Даниила Ветренко, будучи отрезанными от мостов через реку Великую, перешли на её западный берег вброд у знаменитых Выбутских порогов. Люди шли по пояс в ледяной воде. Представители командования во главе с Нефом переправились на другую сторону на лодках и на следующий день через Изборск и Верро (Выру) поездом прибыли в Ригу. Здесь предстояло вести переговоры с немцами, не сулившие радужных перспектив.