Путеводитель по винному миру. Как правильно читать и понимать «географические указания» на этикетках вин
В издательстве «ХлебСоль» выходит книга редактора Simple Wine News Дмитрия Мережко «Виномания. Наглядный путеводитель по винному миру». В ней автор рассказывает о том, как научиться читать этикетки и предугадывать, что будет в бокале. «Сноб» публикует отрывок
Факторы премиальности
Почему одно вино стоит 300 рублей, а другое из той же страны или из того же сорта — в 10 раз больше? И почему дешевое вино вдруг кажется лучше, чем более дорогое? Ответ может дать изучение винной этикетки. Надписи на ней способны рассказать, что в бутылке может быть, а чего не может, и во многом обосновывают цену на полке.
Как оценить вино в бокале, вы прочитаете в главе про дегустацию. А те параметры вина, которые не связаны напрямую с тем, что в бокале, но влияют на его стоимость, мы назвали факторами премиальности. Некоторые (сила бренда, дизайн этикетки) имеют аналоги в других отраслях. А другие (географические указания, год урожая, региональные классификации) есть только в виноторговле.
Рассказ о каждом сорте в этой книге сопровождается таблицей факторов премиальности. Вина могут набирать до трех «звезд» в разделе «географические указания», и две дополнительные «звезды» за прочие факторы премиальности. Чем больше «звезд», тем выше предполагаемый уровень вина, и тем больше ожидаемая цена на полке. Из любых правил есть исключения, но.
Что такое «географические указания»
Если бы винная отрасль вдруг исчезла за ненадобностью, то важный след, который она бы оставила привязка характеристик и качества сельскохозяйственной продукции к месту происхождения. В начале 20 века эта связь послужила основой формирования нового института — географических указаний (ГУ). ГУ сегодня существуют в большинстве стран мира, и давно уже вышли за пределы винной сферы.
Вино стало первым продуктом, благодаря которому люди научились оценивать различия в стиле и качестве. Виноградная лоза растет десятилетиями и дает сопоставимые результаты год от года, реагируя на климат, погодные катаклизмы, уход со стороны виноградаря и собственный возраст. А еще вино было относительно стабильным продуктом, которое можно было перевезти из одного региона в другой без страха порчи. В крупных торговых городах можно было одновременно встретить вина из разных стран и регионов производства, сравнить рейнвейн с кларетом, а порт — с шерри.
После эпидемии филлоксеры, почти уничтожившей в конце 19 века европейский виноградник, на мировом рынке появились новые игроки, и традиционным винодельческим регионам пришлось искать пути для защиты репутации своих вин. Во Франции начала формироваться система закрепления традиционного стиля на определенной территории производства. По-французски она называется «аппелласьоны», и в винной сфере термин «географические указания» часто заменяют этим словом.