Что делает Богомолов в музыкальном театре?

ForbesКультура

Капустник и скандал: зачем оперные театры заказывают спектакли Константину Богомолову

Осенняя премьера «Летучего голландца» Рихарда Вагнера в театре «Новая опера» — третья по счету режиссерская работа Константина Богомолова в опере. Музыкальный критик Марина Гайкович разбирается, что делает Богомолов в музыкальном театре и на что рассчитывают театры, приглашая режиссера на постановки

Марина Гайкович

«Летучий голландец» (Фото Екатерины Христовой)

Про красоту смерти

Весной 2018 года в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера спектакля по оратории Генделя «Триумф времени и бесчувствия». Спектакль исполняли одним составом три приглашенных контратенора и один тенор, специально прилетавшие в Москву из других стран. Он был дан за четыре блока, всего 17 представлений. Постановку, как сообщил театр, поддержал миллиардер Роман Абрамович.

Традиционно в русском переводе эту ораторию Генделя называют «Триумф времени и разочарования». Режиссер заменил «разочарование» на «бесчувствие», что точнее соответствовало его замыслу. Сам Богомолов так определял его: «Это (вторая половина спектакля. — Forbes Life) такой абсолютно закрытый мужской мир, который про смерть, про отказ от воспроизведения жизни, про радость приятия смерти. А первая часть — отчасти про то, что только смерть сообщает человеческому телу красоту».

Реакция зрителей оказалась полярной, что театр легко мог предсказать. Богомолов бил по вкусам рафинированных любителей барокко наотмашь: аллегорическую фигуру Удовольствия представлял маньяк Чикатило, Время пожирало детские мозги (к концу спектакля сожрало и Красоту, которая к финалу «превратилась в трясущегося паралитика», как описывали ее театральные критики). Все эти отвращающие образы были дополнены изощренным видеорядом и текстом. По ампирному портику движущейся строкой шло либретто, заново сочиненное писателем Владимиром Сорокиным по мотивам оригинала кардинала Памфили. А по бокам сценической коробки и отчасти по стенам зала — текст Богомолова по Сорокину. Самой цитируемой строчкой оказался пассаж «Ты видишь белое озеро? То сперма, изливаемая миллионами во имя твое. Бурной рекой она непрерывно стекает в озеро». Текст шел аккурат поверх божественной (и самой знаменитой из этой и даже других ораторий и опер Генделя) арии Lascia la spina. Еще один текстовый слой предлагал режиссерскую ремарку: «Девочка Лена Закатова стала жертвой маньяка Чикатило, пока ее родители были в опере». Девочку Лену играл исполнитель партии Красоты, наряженный в платьице в клубничку.

«Триумф времени и бесчувствия» (Фото Ильи Доглгих·МАМТ)

В опере Богомолов оказался с легкой руки директора Музыкального театре им. Станиславского и Немировича-Данченко Антона Гетьмана, давнего поклонника творчества режиссера. «Спектакли Константина Богомолова я видел, наверное, все. Причем некоторые смотрел по несколько раз», — говорит Forbes Life Гетьман, который и пригласил Богомолова на постановку в МАМТ. «Изначально на Генделя шли те, кто понимал, на что он идет. То есть проверенная богомоловская публика. Но когда о спектакле заговорили, к ним присоединились слушатели и зрители оперы», — говорит Антон Гетьман, ныне директор «Новой оперы».

Режиссер намеренно выводил, если не катапультировал, слушателя и зрителя из зоны комфорта, даже профессионального. «Я хорошо помню чувства, которые пять с лишним лет назад испытывал на премьере оперного дебюта Богомолова, еще на камерной сцене — генделевского «Триумфа Времени и Бесчувствия». Он меня страшно раздражал, — рассказывает Дмитрий Ренанский, музыкальный критик, программный директор Пермской оперы. — Мне было страшно интересно. Именно потому, что режиссер предлагал совершенно новую методологию сочинения оперного спектакля».

Режиссерский прием: текст выше музыки

Режиссерская техника Богомолова в музыкальном театре устроена так: событием становится не само действие, а его описание. «Пересочиняя» либретто, создавая так называемые кавер-тексты, режиссер действует скорее как драматург (по первому образованию он филолог).

В интервью Богомолов рассуждал об академической музыке (не слушает), и в частности о Генделе (тем более), о пресловутом взаимодействии сценического текста и музыки: «Я называю это так: попытка помешать людям слушать музыку, попытка помешать качаться на ее волнах, попытка помешать ею наслаждаться. Это в существенной степени сделано в первой части. Во второй части, наоборот, полное подчинение музыкальной драматургии». Второй акт действительно выглядел более стройно и строго хотя бы потому, что вся провокативная «нарезка» осталась в первом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Законы торговли: почему слухи о крахе нефтедоллара сильно преувеличены Законы торговли: почему слухи о крахе нефтедоллара сильно преувеличены

В ближайшие годы в правилах нефтяной торговли радикальных перемен ждать не стоит

Forbes
Что на самом деле совершили панфиловцы и сам Панфилов осенью 1941-го Что на самом деле совершили панфиловцы и сам Панфилов осенью 1941-го

Дискуссии о подвиге 28 панфиловцев — «было? не было? а если было, то как?»

Maxim
Психиатр Венедикта Ерофеева — о том, каким он был человеком Психиатр Венедикта Ерофеева — о том, каким он был человеком

Как в Венедикте Ерофееве сочетался алкоголизм и интеллектуальность

СНОБ
Лень или нежелание? Лень или нежелание?

Разбираемся в скрытых причинах отложенных дел

Grazia
Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни

Фильмы, которые перевернули киноиндустрию

Maxim
Когда возникает «наука», или История понятия «science» Когда возникает «наука», или История понятия «science»

Развитие научного знания в Англии в XVII веке

Знание – сила
Экстремисты моральной революции Экстремисты моральной революции

Любая революция, за какие бы свободы она не боролась, заканчивается террором

Дилетант
Героиня в кадре Героиня в кадре

Стася Милославская живет свою лучшую жизнь

VOICE
Вещи из СССР, по которым все ностальгируют, но пользоваться ими не хотят Вещи из СССР, по которым все ностальгируют, но пользоваться ими не хотят

Какие гениальные советские вещи не пользовались спросом?

Maxim
Эксперименты и смекалка. Как инженеры создают суперстекла для гражданской авиации и транспорта Эксперименты и смекалка. Как инженеры создают суперстекла для гражданской авиации и транспорта

Как создаются сверхпрочные стекла из уникального материала для самолетов

СНОБ
Дело хозяйское Дело хозяйское

Как вести домашнее хозяйство без стресса?

VOICE
Суммарная выручка 20 крупнейших медицинских компаний выросла до 208 млрд рублей Суммарная выручка 20 крупнейших медицинских компаний выросла до 208 млрд рублей

Рынок платных медицинских услуг продолжает расти в цене

Forbes
Пропаганда насилия и кража образа Линдси Лохан. В чем обвиняли создателей GTA Пропаганда насилия и кража образа Линдси Лохан. В чем обвиняли создателей GTA

Скандалы вокруг серии игр Grand Theft Auto

СНОБ
Мини-ПК и одноплатные компьютеры: что это такое и стоит ли покупать? Мини-ПК и одноплатные компьютеры: что это такое и стоит ли покупать?

Мини-ПК: стоит ли покупать такие гаджеты, и для чего они подойдут лучше всего

CHIP
Светоносцы Светоносцы

Сегодня на планете живут тысячи видов животных, способных излучать видимый свет

Вокруг света
Движения людей выдали их намерение найти информацию Движения людей выдали их намерение найти информацию

Характер движений подсказал другим, что этот человек занят поиском информации

N+1
Семь чудес Моники Беллуччи Семь чудес Моники Беллуччи

Секрет ее вечной молодости прост — она никогда не жила по правилам

Караван историй
«Зеркало души»: этот психологический тест раскроет вашу истинную личность. В какое зеркало вы бы посмотрелись? «Зеркало души»: этот психологический тест раскроет вашу истинную личность. В какое зеркало вы бы посмотрелись?

Узнайте о себе кое-что интересное, чего вы точно еще не слышали

ТехИнсайдер
Насморк Насморк

Нос стал хуже дышать. Обычно это никого не пугает. И зря

Здоровье
Издать любой ценой Издать любой ценой

У разных исторических периодов – свои «главные» энциклопедии

Вокруг света
Как отсутствие личных границ мешает полноценной жизни: две привычки, вызывающие стресс Как отсутствие личных границ мешает полноценной жизни: две привычки, вызывающие стресс

Почему люди сами себе придумывают стрессовые ситуации?

Psychologies
5 технологий, которые появятся к 2100 году 5 технологий, которые появятся к 2100 году

В 2100 году наша жизнь будет не просто переплетена с технологиями

ТехИнсайдер
«Я никогда не…»: один простой вопрос может превратить игру в психотерапию «Я никогда не…»: один простой вопрос может превратить игру в психотерапию

Может ли простая игра стать способом терапии?

Psychologies
Генитальный герпес связали с истончением коры головного мозга Генитальный герпес связали с истончением коры головного мозга

Вирус простого герпеса связан со снижением толщины коры головного мозга

N+1
Метод Айви Ли: как в пару шагов достичь максимальной продуктивности Метод Айви Ли: как в пару шагов достичь максимальной продуктивности

Порой для максимальной продуктивности достаточно одного нелинованного листа

ТехИнсайдер
Сила в неправде: как и зачем нас дезинформируют Сила в неправде: как и зачем нас дезинформируют

Глава из книги «Новое Просвещение и борьба за свободу знания» Питера Кауфмана

Inc.
Продолжение аудиосериала «Двоедушник» Саши Степановой Продолжение аудиосериала «Двоедушник» Саши Степановой

Отрывок из романа о двух мирах и душах, живущих в них

СНОБ
Правильный счет: можно ли доверять скидкам в «черную пятницу»? Правильный счет: можно ли доверять скидкам в «черную пятницу»?

Какие маркетинговые приемы работают в «черную пятницу»

Правила жизни
Отдать нельзя выбросить Отдать нельзя выбросить

Какими темпами в России развивается фудшеринг

Агроинвестор
«Откуда берутся дети? Краткий путеводитель по переходу из лагеря чайлдфри к тихим радостям семейственности» «Откуда берутся дети? Краткий путеводитель по переходу из лагеря чайлдфри к тихим радостям семейственности»

Как во время беременности работает иммунитет

N+1
Открыть в приложении