“Нам необходимо вернуться к ручному труду”
Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как нам защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен массированным воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.
Psychologies: Вы начинали как режиссер телевидения и рекламы. Не кажется ли вам, что телевидение и реклама сегодня делают все, чтобы приблизить общество тупого потребления и единодушия?
Юрий Грымов: Сегодняшнее телевидение – крайне неинтересное место работы. Я имею в виду всех: журналистов, режиссеров, операторов. Это не телевидение 60-х или 90-х. Это не то, о чем говорили в фильме «Москва слезам не верит»: мол, телевидение перевернет мир. Тогда оно прилагало все усилия, чтобы его перевернуть, чтобы втянуть в себя все – кино, балет... Сегодняшнее ТВ откатило назад, примерно в 80-е, только с примесью агрессии. Тогда было «славься, славься» плюс милый досуг для скучающего телезрителя. Сегодня мир стал более агрессивен — и телевидение тоже.
Когда начались эти изменения?
Ю. Г.: В 90-е годы творческому человеку нечем было заняться, кроме рекламы. Только там возможно было творчество, созидание, эксперименты, авантюры. Там было нечто новое, парадоксальное и интересное. Всех это волновало, цепляло, все ругали рекламу или восхищались ей. Я знал великих людей на ТВ, например, много раз общался с Владимиром Ворошиловым. Это был человек, одержимый творчеством. И таких людей было много. Потом начался супермаркет. Иностранные агентства победили, что повлекло полную унификацию индустрии. После этого говорить о творчестве уже было смешно. Телевидение развивалось, по моим ощущениям, примерно до 2005 года. Потом туда пришли политтехнологи с пятерками по истории КПСС и марксистско-ленинской философии. Обладая цепким умом, они быстро сориентировались, нахватались новых словечек из лексикона пиарщиков и стали учить всех жить. К счастью, параллельно развивался интернет. Это абсолютно открытое поле. Есть что-то прекрасное, есть что-то ужасное. Ты, пользователь, идешь