Аристократ станка
Назначение звезды парижской оперы Лорана Илера руководителем балета Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — главная балетная сенсация сезона. Первая премьера — в июле: чего ждать от француза, без боя взявшего Москву?
«Здравствуйте, добро пожаловать!» — по-русски, но мягко грассируя, приветствует меня пятидесятичетырехлетний парижанин, один из лучших классических принцев конца ХХ века. Если искать в YouTube «Баядерку» и «Щелкунчика» Нуреева, балеты Форсайта, «Парк» Прельжокажа, записи с Илером выскакивают прежде всего. Илер Великолепный — такое прозвище дали ему балетоманы, для которых он остается идеальной моделью французской этуали, звезды труппы. Но сегодня мы встречаемся не за кулисами после спектакля, а в кабинете. Танцовщик, ставший символом балетной элегантности, больше не носит бархатные колеты. Вместо них — тенниска, джинсы и очки в изящной оправе: так удобнее руководить репетициями, думать о творческих планах и вести онлайн-переговоры с будущими постановщиками. Полгода назад Лоран Илер круто изменил свою жизнь, которая до этого тридцать пять лет была полностью посвящена парижской Опере. Он возглавил балет Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Это назначение наделало в балете переполох. В сегодняшнем мире без границ датчанин может руководить лучшей труппой Америки, американец — стать символом немецкого балета, англичанин — стоять во главе предмета национальной гордости Нидерландов. Но француз — только второй иностранец, которому в современной истории доверили российскую балетную труппу (первым был испанец Начо Дуато, три года руководивший балетом Михайловского театра в Петербурге). Кажется, Илер и сам до сих пор остается в легком недоумении от этого приглашения.
Впрочем, его поддерживает опыт великих предшественников. Классический балет в Россию в XVIII веке завезли французы. Жан-Батист Ланде в 1738 году добился от императрицы Анны Иоанновны указа об основании танцевальных классов при Шляхетском корпусе в Петербурге, из которых выросла современная Академия имени Вагановой. Ему наследовали Шарль Ле Пик, Шарль Дидло, увековеченный Пушкиным в «Евгении Онегине», Жюль Перро — один из авторов «Жизели», Мариус Петипа, создавший «Спящую красавицу», «Баядерку» и еще сотню балетов. До окончания его правления в 1904 году русским императорским балетом командовали только иностранцы. И именно француз Петипа, за шестьдесят с лишним лет жизни в России так и не научившийся изъясняться по-русски, превратил русский балет в лучший в мире.
«Мне польстило предложение директора театра Антона Гетьмана, — с парижской куртуазностью объясняет свой переезд в Москву Лоран Илер. — Мы знакомы несколько лет, с тех пор, когда он был заместителем директора Большого театра, а я приезжал туда с труппой Оперы на гастроли как помощник директора балета. Нам всегда было легко сотрудничать. Теперь Антон дал мне возможность предпринимать все, что считаю нужным. Я чувствую себя абсолютно свободным».